пятница, 22 июля 2011 г.

Кундалини-йога


Кундалини-йога относится к тантрической традиции. Само слово Тантра аналогично слову сутра. Дословно, Тантра - нить, на которую нечто нанизано. Тантрические традиции развивались в рамках шиваизма. Согласно шиваистской теологии (шайва-сиддханта), Шива есть единый Бог, Абсолют, представляющий собой вечный и бесконечный, всецело блаженный дух (параматман, пуруша). Шива почитается как творец и разрушитель всех миров, однако, будучи духом, он абсолютно пассивен, поскольку в противном случае он оказался бы сам вовлеченным в сансару в качестве субъекта кармы. Поэтому шиваизм предполагает наличие некоей божественной силы или энергии (шакти), которая и не тождественна Шиве и не отлична от него.

Эта шакти и есть творческая энергия Бога, которую шиваизм отождествляет с пракрити и с майей. Без шакти Шива абсолютно пассивен и бездеятелен, тогда как при соединении с ней способен к творчеству. Как говорит один из текстов шиваистской традиции: "Когда Шива объединен с шакти, он способен творить. Без нее же он не способен даже пошевелить пальцем". Шакти олицетворяется с Богиней - супругой Шивы, почитаемой под именами Кали, Дурги, Умы, Парвати и почитаемой в качестве Великой Матери. Человеческое тело рассматривается как микрокосм, а следовательно, в нем присутствуют и Шива, и Шакти. Считается, что вечный дух Шивы, атман, локализуется в голове, точнее в макушечной части черепа. В сансарическом существе человека, находящегося во власти иллюзии и неведения, Шива и шакти разделены. Шакти в сансарическом существе остается скрытой и как бы дремлющей. Теория тантрической йоги отождествляет шакти с особой энергией, которая "спит" в основании позвоночника человека и подобна змее, свернутой в спираль трех с половиной колец. Эта "змеиная сила" называется в традиции тантрической йоги кундалини. Кроме того, тантрическая традиция вводит очень важную для йоги теорию чакр. Чакра (колесо) или падма (лотос) - это название некоего центра, являющегося средоточием и резервуаром психической энергии (прана) и играющего очень важную роль в обеспечении психофизиологических функций организма и его энергетического баланса. Традиция признает наличие семи чакр: муладхара (основание позвоночника, местопребывание кундалини), свадхистхана (несколько ниже пупа, половые органы), манипура (в области солнечного сплетения), анахата (в области сердца), вишуддха (в области щитовидной железы), аджна (в межбровье, "третий глаз") и сахасрара (в макушечной части черепа). Чакры -- это "колеса" или "лотосы" с разным числом "спиц" или "лепестков". Лепестки - это особые проводники протекающей по ним праны, сплетающиеся в чакрах в энергетические узлы. У каждой чакры строго фиксированное число "лепестков" - от двух у аджна-чакры до тысячи у сахасрары. Считается, что каждая чакра также соотносится с одним грубым или тонким первоэлементом и с одной из паранормальных способностей. Кроме того, признается наличие трех главных каналов, идущих от основания позвоночника к головному мозгу. Это центральный канал, называемый сушумна, и два боковых канала - ида и пингала. В процессе практики йогин стремится активизировать чакры и перевести их из пассивного состояния в активное; пробудить кундалини и заставить ее двигаться вверх по центральному каналу (сушумна) в тысячелепестковый лотос, локализацию атмана-Шивы. По мере прохождения кундалини через чакры они активизируются, йогин приобретает различные паранормальные способности и переживает блаженство различных степеней.

Важную роль в практике кундалини-йоги играют мантры. В тантрах мантрами называются звуки и сочетания звуков, не имеющие в языке никакого значения (лам, хам, рам, вам и т. п.). Считается, что эти звуки и звукосочетания, произносимые в правильной тональности и с правильной артикуляцией своими вибрациями оказывают сильнейшее воздействие на чакры и раскрывают их. Каждая чакра имеет свою "семенную мантру" (биджа мантра): муладхара - лам, свадхиcтхана - вам, манипура - рам, анахата - ям, вишуддха - хам, аджна -краткий а и сахасрара - аум (ом). Кроме того, своя мантра есть у каждого из "лепестков" чакры. Подъем кундалини в лотос головного мозга означает воссоединение Шивы и шакти, что, в свою очередь, кладет конец неведению (авидья), и индивидуальный дух осознает и переживает свою тождественность абсолютному духу Шивы. Таким образом, реализуется мокша, окончательное освобождение, называемое в тантрах также маханирвана (великая нирвана).

Кундалини-йога использует и многие другие традиционные приемы - созерцание (дхьяна), дыхательные упражнения (пранаяма), визуализация мантрических букв на "лепестках" "лотосов" своего тела и многое другое.

Одним из методов являются и сексуальные практики, предполагающие отождествление партнеров с Шивой и шакти и сопровождаемые пением мантр, визуализацией чакр и т. п. В "еретических" формах шиваизма этот вид практики иногда принимает экспрессивные формы, включающие групповые соития, что не характерно для ортодоксальной традиции. При этом сексуальная практика не является главным и даже общепризнанным методом этой йоги.

(c) Timoti, 2010