вторник, 26 июля 2011 г.

Суфийское учение о сущности

Учение о сущности является наиболее важной частью суфийского обучения. Условно различают два вида сущности:

Первый вид - это сущность вещи, являющаяся внутренней сущностью (зат) или истиной (хакикат) этой вещи. Истина в данном случае означает объективную реальность, внутренний смысл.

Второй вид - человеческая сущность, которую называют разумной сущностью (человеческий дух), а также яркостью. Это - совокупность бараки (неосязаемых качеств) человека.

Суфии считают, что познание сущности является первым шагом, без которого невозможно реальное религиозное знание. То, что в религиозной терминологии обычно называют Духом (ар-рух), представляет собой некую субстанцию, наделенную определенными физическими характеристиками, другими словами - тело тонкой структуры (джисм-и-латиф). Суфизм требует полной трансмутации сознания и начало этому должно положить признание того факта, что неразвитый человек мало чем отличается от сырья. Такой человек не обладает ни постоянной сущностью, ни единством сознания. Внутри него есть "сущность", которая не соединена ни с ним самим в целом, ни даже с его личностью. Никто не может знать, как само собой разумеющееся, кем же он в действительности является, несмотря на убеждение в обратном.