среда, 1 мая 2013 г.

Мидзуко Дзидзо

“Японец рождается синтоистом, живет как конфуцианец и умирает как буддист”. И это действительно так. В Японии синтоизм и буддизм настолько сильно пересекаются, что традиционные формы буддизма приобретают особые японские черты.

В учение Махаяны одним из четырёх наиболее почитаемых бодхисатв является Кшитигарбха. Он воплощает собой силу обета спасения всех живых существ. Особым полем деятельности Кшитигарбхи являются адские миры, так как именно там живые существа страдают больше всего и нуждаются в поддержке.

В Японии Кшитигарбха называют Дзидзо Босацу или Одзидзо-сама. Дзидзо – одно из 13 божеств буддийской школы Сингон. В этой ипостаси он возглавляет поминальную церемонию, которую проводят на 35-й день после смерти человека. Также, Дзидзо – одно из самых популярных божеств буддийской школы Чистой Земли Амида. Дзидзо – это божество защищающее от Шести миров кармических перерождений, покровительствует матерям и детям, защищает души абортированных детей. Дзидзо Эннити (святой день Дзидзо) – 24-й день.

Дзидзо – покровитель и защитник странников – Досодзин, и вдоль дорог в Японии очень часто можно увидеть фигурки этого божества. Его каменные фигурки можно увидеть повсюду, часто несколько Дзидзо стоят рядом. Но особенно много - вдоль дорог и на кладбищах.

Дзидзо изображают в облике монаха, никаких украшений или блистательных нарядов, почти всегда одет в простую монашескую робу.


В настоящее время Дзидзо в Японии поклоняются в качестве традиционного покровителя рожениц, беременных, всех детей, пожарников, путников и паломников, и вообще всех существ, захваченных в ловушку сансары, Шести миров перерождений. Но есть и особая роль Дзидзо в Японии. Ему покланяются как защитнику детей, особенно тех, кто умер раньше своих родителей, а в качестве Мидзуко Дзидзо (Mizuko, дословно «дитя воды») он является опекуном душ мертворожденных детей, абортированных зародышей и выкидышей, чьи души отправились в мир ада Сэй-но-Кавара (Sai-no-Kawara). Этот Дзидзо – центральная фигура популярной, но неоднозначной церемонии Мидзуко Кюо (Mizuko Kuyō). Это поминальная служба во имя младенцев, которые умерли до рождения или в первые годы жизни. Скорбящие родители часто покупают маленькую фигурку Мидзуко Дзидзо, чтобы поставить в домашнем алтаре или на семейном кладбище, в память о своем ребенке. Мидзуко Дзидзо покровительствует не только зародышам и новорожденным, но и младенцам до двух лет, чья связь с миром людей еще не очень прочна.

В Японии маленьких детей считают пришельцами из иного мира, не вполне закрепившимися в людской жизни. Зародыш называют также ками-но-ко (kami-no-ko), «дитя богов». До XX века вероятность того, что ребенок доживет до пяти-семи лет, часто составляла менее 50%. Только после этого возраста детей включали в перепись населения и считали участниками «взрослого» мира. Детей считали загадочными существами из мира между людским и божественным, и поэтому - пророками, через которых вещают боги. Даже поныне дети дошкольного возраста в Японии пользуются полной свободой, без особых ограничений, ожиданий и требований.

Сегодня в Японии всех умерших детей называют мидзуко, «дети воды», а скорбящие родители молятся Мидзуко Дзидзо.

По японской мифологии, души детей, умерших раньше своих родителей не могут перейти мифическую реку Сэндзю на пути к посмертной жизни, поскольку у них не было шанса накопить хорошие заслуги, а кроме того, они причинили своим родителям страдания. Дети – чистые души, но умерли, не услышав учения Будды и не накопив хорошей или дурной кармы. Поэтому, как и все живые существа, они отправляются на суд. Даже невинные зародыши, поскольку они причинили горе своим родителям. Детей судят 10 владык ада и выносят приговор, согласно которому они позднее родятся снова в одном из Шести миров. Детей отправляют в Сэй-но-Кавара, речное русло духов в чистилище, где заставляют раздеться и молиться о спасении, выстраивая башенки из гальки и камешков, в надежде взойти в буддийский рай. Но демоны подземного царства, подчиняясь команде старой ведьмы Содзука-но-Баба, или Дацуэба, разрушают выстроенные башенки и избивают детей железными палицами. Завидев демона, дети прячутся в рукавах Дзидзо, где им тепло и безопасно.

В наши дни непременно увидишь кучки камней и гальки на или около статуэток Дзидзо, поскольку осиротевшие родители верят, что подношение камешков, сделанное с глубокой верой, сократит время страданий их мертвого ребенка в подземном мире и поможет его покаянию. Также статуи Дзидзо часто одеты – печальные родители приносят крошечные наряды своих умерших детей и одевают их на Дзидзо, в надежде, что босацу обратит особое внимание и дарует опеку именно их ребенку. Одежда или игрушки могут быть также подношением родителей, чей ребенок выздоровел после серьезной болезни.

В современной Японии находится несколько районов, где проводятся обряды Сэй-но-Кавара. Там же можно обратиться к помощи женщин-шаманок, называемых Итако – они помогают скорбящим родителям установить связь с их ушедшими детьми. Одно из самых популярных таких мест – на горе Осорэцан, что расположена на севере Японии и известна также как Гора умерших.

Гора Осорэ, в Мутцу и двух соседних городках префектуры Аомори, считается священной. В воздухе висит запах серы, гора усеяна маленькими пирамидками из камней в местах Сэй-но-Кавара. На верхушках пирамидок вращаются на ветру разноцветные вертушки на палочках, оставленные родителями, молящимися о переселении души ребенка. С давних времен жители Симокиты верят, что души умерших собираются на горе Осорэ, или Осорэцан. Каждый год в праздник Осорэцан Тайсай, отмечаемый 22 – 24 июля, на гору поднимаются паломники, чтобы при помощи Итако пообщаться с душами их близких.

(c) Timoti, 2013

PS: использованы материалы сайта http://elenakuzmina.blogspot.com