четверг, 15 сентября 2011 г.

Ангелология - Иудаизм

Ангелология — учение об ангелах. Предметом ангелологии как богословской дисциплины является происхождение и природа ангелов, их место и роль в составе небесного воинства, ангельская (небесная) иерархия и т. п.

Три близкие, по основе, религии – иудаизм, христианство и ислам признают существование ангелов, но все три названные религии имеют собственное мнение на предмет ангелологии.

Данную тему довольно сложно рассматривать в рамках иудаизма. Дело в том, что представление иудаизма об ангелах постоянно менялось на протяжении многих веков. Начиная с 600-700 годов н.э. очень сильное влияние начала оказывать каббала, которая, вполне вероятно, взяла многое от Ессеев. Кумранские рукописи содержат стройную систему, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света».

Ангелы, по традиционным представлениям, существа, обладающие сверхчеловеческими знаниями и силой, но сотворенные Богом и подчиненные Ему. Они состоят из огня и окружены сиянием, они могущественны и грозны, они безупречны в своих суждениях, святы, но не безгрешны, так как иногда ссорятся между собой, и Бог восстанавливает между ними мир.

Чаще всего ангела называют мал’ах, что на иврите означает “посланец”. Этим же словом называются иногда и люди в функции посланцев. Поэтому для уточнения того, что речь идет именно об ангелах, часто присоединяет к данному слову в качестве уточняющего определения тетраграмматон или какое-либо другое обозначение Бога. Иногда ангелы называются бней элохим (сыны Бога), кдошим (священные существа) или просто анашим (мужи). Выражением «воинство небесное» называются группы ангелов, сопровождающие Бога и прислуживающие Ему.

Есть такое описание происхождения ангелов в Мидраше. Рабби Йеошуа бен-Хананьей и император Адриан: «Вы говорите, что один и тот же ангел не славит Бога более одного раза, но что Бог ежедневно слышит новых ангелов, восхваляющих Его и затем уходящих. Куда же они уходят?». «В огненную реку, из которой они произошли». «Что это за река?». «Она подобна Йардену (Иордану), который не перестаёт течь ни днём, ни ночью». «А откуда течёт эта огненная река?». «Она исходит от тех живых созданий, которые влекут за собой колесницу Господню».

Ангелов бесконечное количество, но лишь трое названы в Танахе - Михаэль, Гавриэль и Рафаэль. Все остальные ангелы упомянуты в других местах. Как пример можно привести Книгу Еноха. Согласно этой книге, существуют семь высших ангелов или архангелов: Уриэль (Уриил) — властелин светил и загробного мира; Рафаэль (Рафаил) — властелин над душами людей; Ре‘уэль — подвергающий наказаниям мир светил; Михаэль (Михаил) — архангел евреев; Самаэль — владыка сил, соблазняющих людей; Гавриэль (Гавриил) — смотритель рая; Иерахмиэль, который будет надзирать за воскресением из мертвых. Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града (барад — `град`), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — `кольцо`, `колесо`), Кохавиэль — ангел звезд (кохав — `звезда`), Метариэль — ангел дождя (матар — `дождь`).

Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рафаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (мал’ахей ха-шарет). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль. Мидраш, в дополнение к этому, придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону (восьмому главному ангелу).

В Танахе различают херувимов (крувим), серафимов (срафим), «животных» (хайот), «колёса» (офаним) и эрэлим. Всевышний описывается сидящим на херувимах и как «Господь воинств, Который пребывает между херувимами». Херувимы охраняют путь к древу жизни. Серафимы - шестикрылые создания. Хайот и офаним - вид небесных существ, влекущих престол Господа.

Маймонид (Рамбам) в своей книге Йад Хазака, перечисляет все ранги ангелов. Он называет: хайот, офаним, эрэлим, хашмалим, серафимы, малахим, элоим; бнэй-элоим, херувимы, ишим. Хашмалим - это такие хайот, которые иногда молчат – хаш, а иногда говорят – малель: они молчат, когда слова истекают из уст Творца, и говорят, когда Он прекращает говорить.

Книга Зоар приводит другой список: эрэлим во главе с архангелом Михаэлем; ишим во главе с Цфаньей; бнэй-элоим во главе с Хофниэлем; малахим во главе с Уриэлем; хашмалим во главе с Хашмалем; таршишим во главе с Таршишем; шинанним во главе с Цадкианом; херувимы во главе с Керувом; офаним во главе с Рафаэлем и серафимы во главе с Иаэлем.

В Мидраше ангелы делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Из злых ангелов (ангелов разрушения — мал’ахей хаббала) особую роль играет ангел смерти (мал’ах ха-мавет). В Талмуде ангел смерти идентичен Сатане (Самаэлю) и иецер ха-ра (злому помыслу). В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к повествованию о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов (нефелимов). Данная история описывается в Книге Еноха. Потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов.

Предшественники падших ангелов – мрачные рати злых ангелов, склоняющих людей к преступлениям и порокам. Азазель был предводителем восстания и главным виновником развращения женщин. Место его пребывания, по преданию, находилось далеко от Иерусалима, на скалах Бейт-Хадуда, откуда сбрасывается козёл отпущения. Аза (Шамхазай) и Азаэль (Азазель) тайно сообщали небесные секреты царю Соломону. Многие ангелы были обвинены в том, что сообщили людям различные небесные тайны, подслушанные за занавесью, и за это смещены с занимаемых ими мест.

Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола. С каждым человеческом, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (мал’ахей хаббала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола.

В Танахе упоминаются также ангелы со специальными миссиями, например, «ангел, избавляющий от зла», «ангел-предстатель (ходатай за человека)», «ангел-губитель», «ангел завета», «ангел лица Его» и «нашествие ангелов злых». Также бывают ангелы-воители, ангелы мщения и ангелы-хранители.

Каждый человек имеет особого ангела-хранителя. Эти ангелы-хранители тождественны двум ангелам, всегда сопровождающим человека, о которых говорится в Талмуде. Каждый ангел носит на груди дощечку с написанным на ней именем Всевышнего.

В Вавилонском Талмуде сказано, что на небе существует Иерусалим, заключающий в себе Храм, в котором архангел Михаэль, подобно первосвященнику, совершает жертвоприношения. На небесах есть ангелы – представители народов земли. Число народов земли принимается равным семидесяти, согласно исчислению в Бэрейшит. Хранителем еврейского народа является архангел Михаэль, занимающий высшее, по сравнению с прочими ангелами, место на иерархической лестнице. Судьба отдельных народов тесно сплетена с судьбою их ангелов. Наказав какой-нибудь народ, Бог наказывает вместе с ним и ангела-хранителя этого народа. Личных имён не имеет ни один из ангелов – представителей народов, за исключением Михаэля и Самаэля, ангела-покровителя Эдома. Упоминаются ещё особо ангелы-покровители Египта, Вавилона, Мидии, Явана (Греции, а также Сирии).

Некоторые каббалисты считают, что ангел-хранитель есть даже у каждого растения. «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы управителя наверху, он охраняет её, ударяет её и говорит ей: “Расти!”». Мало того, и у каждого неодушевленного предмета есть свой ангел-управитель. Так, к примеру, каждого камня также есть свой управитель. Когда два камня соединяются, один из двух управителей «упраздняется», т.к. его работа закончена, а когда камень распадается на две части, над второй частью назначается ещё один управитель. Поэтому когда упоминаются «разговоры» неодушевлённых предметов: речь идёт не о самих этих предметах, а об их ангелах.

Существуют разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим — и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие — приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической эсхатологии преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Познания Адама превышали познания ангелов, и не только Адам, но и все праведники стоят выше ангелов-служителей. Когда Адам пребывал в раю, ангелы готовили ему пищу. Когда Израиль читает Шма, ангелы молчат, пока он не закончит, а затем уже поют свои хвалебные гимны. Ангельские сонмы славят Бога ночью, днём же, когда раздаётся хвала Израиля, они молчат. Предпочтение отдано Израилю и в восхвалении Бога: Израиль восхваляет его ежедневно, ангелы – лишь однажды. Праведники находятся на седьмом небе рядом с Богом, ангелы же следуют за ними.

В иудаизме есть запрет молиться кому-либо кроме Бога. Поэтому нельзя возносить молитв к ангелам. Но тем не менее, каббалисты уверены, что ни один ангел не в силах противиться заклинанию, лишь бы ему предшествовали специальные приготовления и время и место были избраны правильно. Каббалисты составляют списки личных имен ангелов и этих имен насчитывается уже очень большое количество.

Попытки видения и классификации небесного воинства предпринимались много раз. Мистики Меркавы описывают путешествие через семь небес населенных ангелами.

Рабби Меир во втором веке писал: «Там находится семь небес – одно над другим: 1) Вилон («занавес») – небо, похожее на занавес из ткани, который поднимается и опускается над солнцем, то давая ему возможность светить, то лишая его этой возможности; 2) Ракиа – место, к которому прикреплены солнце, месяц и звёзды; 3) Шхаким – местонахождение камней жерновов, размалывающих манну для праведников; 4) Звуль – «горний» Иерусалим с Храмом, на жертвеннике которого архангел Михаэль приносит жертвы Всевышнему; 5) Маон, в котором пребывают различные классы прислуживающих ангелов, распевающих гимны ночью и молчащих днём из уважения к народу Израиля, который может служить своему Творцу только днём; 6) Маком – там находятся источники снега и града, обители росы, дождя и тумана, за которыми находятся двери огня; 7) Аравот – где обретаются справедливость и честность, сокровища жизни и благословения, души праведников и врата воскресения; там же находятся все офанимы, серафимы и хайот, святые, ангелы служения и престол Славы. Над всеми этими небесами с их населением царит Сам великий Царь».

В мидраше Псикта Раббати рассказывается следующее: «Когда Моше поднялся в облаке на небо, ангел-привратник Кемуэль, стоявший у первых небесных ворот во главе 12000 ангелов разрушения, хотел помешать ему, но не был в состоянии этого сделать; когда он приблизился ко вторым воротам, Годраниэль, превосходивший первого длиною на 600000 фарсангов, стал метать в него огненные стрелы, но Господь заступился за него. Наконец, Моше достиг пределов области ангела Сандальфона, превосходившего своим ростом даже Годраниэля и упиравшегося головой в небо, где находятся хайот, когда становился на землю. Стоя позади небесной колесницы, он сплетает венцы для Высшего Владыки, в то время как небесные воинства поют «Да будет благословенна слава Творца от места Его». Перед страшной силой его пламени дрожит даже сам Годраниэль; но Моше с помощью Бога счастливо минует и его. Затем Моше достигает огненной реки, которая обладает способностью истреблять даже ангелов, но Господь проводит его благополучно через неё. Последним является ангел Галицур, называемый также Разиэль или Акразиэль, который простирает свои крылья над хайот, дабы ангелы-прислужники не были уничтожены их огненным дыханием. Наконец, полчища могучих ангелов, стоящих вокруг престола Всевышнего, угрожают погубить Моше огнём, вылетающим из их уст. Но Моше благополучно достигает престола Славы, Господь простирает над ним Своё облако, и ему вручается закон вопреки протестам ангелов».

Конечно, получилось все очень сбивчиво сумбурно и несколько невнятно. Более правильно было бы рассматривать понятие ангелов раздельно для разных эпох. А уж каббалистические выкладки это уже совсем отдельная история.

(c) Timoti, 2011