суббота, 29 октября 2011 г.

Объективность Добра и Зла

Тема конечно избитая... но...
Многие религии все копья переломали с проблематикой объективного (независимого) существования Зла. Ну а где зло, там и добро.
Для меня лично не вызывает сомнения существование субъективного зла, добра, жестокости и т.п. Но вот объективное...
С субъективным все понятно. Есть субъект и он желает (намеревается) совершить зло по отношению к другому субъекту. И это касается только их двоих. Потому как для других это действие может и не быть злом как таковым.
Но Бог же несет добро или зло, или это дьявол... не суть важно. Важно что и в этом случае все субъективно. Как только появляется направленное намерение, так появляется субъект. Так Бог субъект? Если ему не все равно, то опять же все субъективно. Или все таки правы гностики утверждающие, что Бог всего лишь Творец, а верховному божеству плевать на наши разборки с добром, злом, да и с нами самими?

На самом деле весь вопрос решается через "структурирование мироздания". Если есть Абсолют не имеющий никакого интереса к этому самому мирозданию, то и объективного зла вроде не существует. А если его нет? Или пусть этот Абсолют проявит заинтересованность? Вот от него то тогда и пойдет добро, зло, да все что угодно. Но так как он вершина айсберга, то можно ли его в этом случае считать не субъектом, а объектом?

Разные гностические воззрения весьма разнообразны в вопросах "ответственности или степени вины" человечества, Иалдабаофа и Софии. Но общая космологическая схема у них совпадает. Есть Абсолют, есть Эоны, есть отклонение от системы, которое привело к миру материи и человечеству. И вот что я подумал... В религиях единобожия, таких, к примеру, как Христианство, Иудаизм или Ислам нет места объективному злу или добру, т.к. все проистекает от одного Бога всеведущего и милосердного. А вот в мировоззрениях на основе Абсолюта существование объективного добра и зла вполне приемлемо и даже необходимо. Абсолют - это неизреченное, непознаваемое божество. Он настолько чужд, что его существование неприемлемо. Он ничто, он тот самый центр, ни плюс и ни минус, он нуль. А потом появляется единица, что-то. Но что она может сделать? Для развития ей нужен другой полюс. Вот у нас уже и двойка. Два полюса. Плюс и минус. Добро и зло...

(c) Timoti, 2011