пятница, 22 июля 2011 г.

Бхакти-йога

Бхакти-йога - это йога преданности личному Богу и безграничной любви к нему, восходящая к учению "Бхагавадгиты". Бхакти не предполагает отшельничества. Бхакта (любящий, преданный) может совершать любые дела, но при этом он полагается исключительно на Бога, ищет прибежища в Боге и божественной милостью достигает мокши (освобождения). Бхакта посвящает все свои дела Богу, относится к Богу как к высшей цели, постоянно о нем размышляет, благодаря чему он избавляется от ахамкары (своеволие, эгоцентрическая ограниченность).
Бхакти тесно связано с вишнуизмом (то есть направлением индуизма, считающим единым и единственным Богом Вишну, а все другие божества пантеона рассматривающим в качестве его частичных проявлений или аспектов).
Основные черты бхакти: экстатическая эмоциональность, окрашенная часто в эротические тона, безграничная вера и теологический дуализм души и Бога.
Классическое бхакти настаивает на личном характере Бога (при этом Ишвара, считается началом более высоким, чем безличный Брахман). Поскольку отношения между душой и Богом постоянно уподобляются отношениям между возлюбленными или любовниками, в бхакти проявляются эротические черты. Некоторые направления бхакти предполагают своеобразную сексуальную практику, в ходе которой партнеры отождествляют друг друга с душой и Богом. При этом душа рассматривается как женское начало, а Бог - как мужское. Традиция бхакти проводит четкое различие между кама (половая любовь) и према (экстаз божественной любви). Еще одним важным отличием традиции бхакти, является отношение бхакти к сословным и кастовым различиям. Для истинного бхакти не нужно знания Вед, ибо возлюбить Бога может любой человек, независимо от своего социального положения и образовательного уровня.

Наиболее ярким проявлением бхакти можно считать учение вишнуита Чайтаньи. Именно его вариант бхакти известен в настоящее время как кришнаизм. Бхакти, по учению Чайтаньи, включает в себя следующие ступени:
1. культивирование отношения к Богу как раба к господину и активное служение ему.
2. отношение к Богу как к другу.
3. отношение к Богу как к отцу.
4. отношение к Богу как к супругу или возлюбленному.

Считается, что лучшим средством для переживания према являются киртаны, то есть своего рода радения, во время которых верующие устремляются к своему возлюбленному Кришне. Радение сопровождается музыкой, ритмическими телодвижениями и распеванием знаменитой "великой мантры" (махамантра): "Харе, Кришна, харе, Кришна, Кришна, Кришна, харе, харе. Харе, Рама, харе, Рама, Рама, Рама харе, харе". Важным является также и джапа-медитация - сосредоточенное повторение имен Бога.

(c) Timoti, 2010