вторник, 2 августа 2011 г.

Орден Кадирийа

Одним из самых влиятельных тарикатов суфиев является Орден Кадирийа. Его основателем считается Абд-аль-Кадир аль-Джилани, или аль-Джили (ум. 1166).

Памятный комплекс при могиле Абд-аль-Кадира в багдаде считается главной обителью и резиденцией потомственного главы ордена. В ордене запрещено нищенство, эмблема кадирийа — зеленая роза с тремя рядами лепестков (5–6–7, соответственно значащих: пять столпов ислама, шесть основ веры и семь слов в формуле зикра). Орден Кадирийа знаменит церемониалом громкого зикра.

Путь Кадирийа лежит через выполнение обязательных религиозных предписаний ислама, непрерывные молитвы, зикр, непрерывные призывы благословения, благотворительность, zuhd (воздержание) и juhd (усилия на Пути) на примере жизни Пророка Мухаммада. Этот Путь основан на выполнение предписаний шариата. При посвящение в этот Орден искателю вручается хирка (суфийский халат).

Влияние ордена очень велико даже в современном мусульманском мире. Т.к. он очень близок к традиционному исламу, то его последователи иногда просто сливаются с основной массой верующих. Внутри ордена существуют группы людей объединенные вирдом. Вирд – это некая задача, которую выполняет группа. Многие экстремистские группировки пытаются объявить себя последователями Кадирийа выполняющими вирд. У меня не достаточно информации, т.к. Орден оказался на редкость закрытой организацией, но, к примеру, ваххабиты объявили Орден Кадирийа неверными. А современное руководство северного Кавказа, Чечня, Дагестан и другие, объявляют себя последователями Кадирийа.

В Таджикистане последователи Кадирийа практикуют зикр в следующем порядке.

В вечернее время мужчины усаживаются в круг. Закрывают глаза, а руки располагают таким образом, чтобы тыльные стороны ладоней лежали на коленях. После того как все заняли свои места, начинают произносить “Ля иляха илль Аллах". После повторения этой фразы заданное количество раз, мужчины встают не размыкая круг и не открывая глаза. Складывают руки на уровне живота. С первым ударом сердца голову плавно поворачивают к левому плечу и на вдох/выдох восклицают "Йа, Хайй!" ("О, Вечносущий! О, Бессмертный!"). Со вторым ударом сердца голову плавно поворачивают к правому плечу и на вдох/выдох восклицают "Йа, Лла!" ("О, Аллах!"). Ритм постепенно нарастает…

В Средней Азии орден Кадирийа имел наибольшее влияние и большее количество последователей в Самарканде. Комплекс Шохи-Зинда был одним из мест где братья проводили свои ритуалы. Ритуалы проводились ночью, обычно с четверга на пятницу.
Все начиналось от мнимой могилы Кусам ибн Аббаса. Братья садились вокруг могилы и мерно раскачиваясь начинали читать молитвы. Это происходило в комнате скрытой решеткой.


Через какое-то время братья вставали и шли к лестнице, которая ведет в комплекс Шохи-Зинда.


Спускаясь по этой лестнице определенным образом поминались имена Аллаха.
С этой лестницей связан еще один ритуал. Он выполнялся явно или скрытно. Явное выполнение было следующим. Суфий каждый день поднимался только на одну ступеньку. Поднявшись на очередную ступеньку суфий тихо декламировал определенные строки из Корана и размышлял о своей дороге к Богу. Скрытное выполнение означало, что суфий каждый день приходил к Шохи-Зинда и мысленно поднимался по ступенькам, каждый день по одной. И только завершив мысленный подъем он мог войти в Шохи-Зинда.
Еще одна практика заключалась в 40 дневном отшельничестве. Суфий заходил вот в эту дверь.


Эта дверь ведет под могилу Кусам ибн Аббаса, где должен находится вход в колодец. К сожалению я туда не смог попасть. Суфия закрывали там на 40 дней в течение которых он уподоблял себя Кусам ибн Аббасу.

(c) Timoti, 2011