среда, 21 марта 2012 г.

В защиту гностицизма.

Когда я читаю литературу, посвященную различным эзотерическим направлениям, религиозным и магическим практикам, теоретическим построениям о структуре Мира, у меня всегда возникает чувство ”надуманности”. Сложно объяснить, что это за чувство. Это что-то, что говорит мне - может быть написанное правдой или нет, выдумка ли это или все-таки хотя бы частично за напечатанными словами есть нечто стоящее внимания. Конечно, это чувство всего лишь ориентир, а не “истина в последней инстанции”, но часто оно рождает идеи о ”правильности” той или иной теории.

Читая Ветхий завет, а именно Бытие и Исход, то самое чувство мне подсказывает, что описывается в художественном изложение что-то, что имело место быть. Т.е. текст явно “прилизанный”, изложение выбрано в наиболее выгодном формате, но основные вехи этого изложения не изменены. И если отвлечься от художественного стиля, то что мы можем увидеть?

Есть Бог. Он создает человека. Потом Он губит цивилизацию, оставляя только одну богобоязненную семью, от которой ведут происхождение все современные люди на земле.

Есть Бог. Он вступает в контакт с Авраамом и заключает с ним Завет. Обещает ему поддержку и направляет его в земли, которые обещает отдать ему в пользование. И становится Авраам кочевником без собственной земли. И становится Бог Богом Авраама.

Есть Бог. Он вступает в контакт с Исааком, сыном Авраама и Сарры. И рождается у Исаака и Ревеки два сына Исав и Иаков. И становится Бог Богом Исаака и отца его Авраама.

Есть Бог. И есть Иаков. Исав был первым сыном Исаака. И Исаак, как завещал ему Бог хочет сделать своим приемником Исава. Но Иаков обманом получает благословение на первородство от плохо видящего отца своего Исаака. И Бог принимает это благословение и признает право первородства за Иаковом. Бог покрывает обман и коварство Иакова. И становится Бог Богом Авраама, Исаака и Иакова. И нарекает Бог Иакова Израилем. И двенадцать детей Иакова становятся родоначальниками 12 колен израилевых – народом Израиля. И народ этот кочевой народ. Нет у этого народа своего места. Дети Иакова хотят убить одного своего брата, но не убивают, а просто продают его в рабство египтянам. И Бог не наказывает народ, Он просто требует почитать его и приносить ему жертвы как единственному Богу их и отцов их – Авраама, Исаака и Иакова.

Есть Бог. И есть Моисей. Происходит от колена Левия. И говорит Бог с Моисеем. И требует от Моисея вывести народ Израиля из Египта и привести его в место, обещанное еще Аврааму. Но чтобы показать свою силу, заставляет Фараона не отпускать народ Израиля из Египта. Вместо этого насылает на Египет ”казни египетские”. И погубил Бог беспричинно много египтян, а Моисея заставляет обманывать Фараона. Вплоть до того, что дает указание обокрасть египтян. И дает Бог указание как служить ему, как прославлять его, как приносить жертвы ему и как почитать его.

Может ли этот Бог быть создателем всемилостивым? Почему он выбрал одну семью, а остальных оставил без внимания. Почему он Бог Авраама, Исаака и Иакова? Почему Он говорит о других Богах почитаемых другими народами? Почему Он не только не поддерживает “чистоту” поступков, выбранного им народа, но даже потворствует обману и кражам, как внутри народа, так и по отношению к другим народам. Почему Он, чтобы показать силу свою евреям и принудить их к служению себе насылает ”казни египетские”?

Так может правы гностики? И Бог Авраама, Исаака и Иакова – ”злой” бог? И это Он источник всего зла в Мире? И это Он источник страдания человечества? И нужно смотреть дальше Бога Авраама, Исаака и Иакова? Смотреть на истинную причину Мира?

(c) Timoti, 2012