четверг, 21 июля 2011 г.

Йога и христианская Молитва

Йога Патанджали описывает 8 ступеней на Пути к Богу. Они многим интересующимся знакомы. Это учение настолько авторитетно, что почти ни у кого не вызывает вопросов. Но мы ведь с вами не индусы.

Молитва христианская тоже является Путем к Богу. И хотя большинство живет внутри привилегированной христианской веры, но знаем ли мы что-нибудь о молитве? Есть ли общее между этими двумя путями?


Давайте пройдемся по пунктам хорошо структурированной аштанга-йоги. В качестве информации о христианском молитвенном делании я использовал перевод с древнегреческого трактата Симеона Нового Богослова ”Метод священной молитвы и внимания”.

1. самоконтроль (яма) (ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров).
2. соблюдение предписаний (нияма) (соблюдение ритуальной, физической и нравственной чистоты, различные формы аскезы, изучение повествующих об освобождении трактатов (шастр), преданность Богу).


Ты же, если хочешь положить начаток столь светородному и сладостному деланию, постарайся начать отсюда. Вслед за строгим послушанием, писанным выше, тебе нужно делать все совестливо, ибо без послушания нет и чистой совести. И сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, затем пред отцом своим <духовным> и, в-третьих, по отношению к людям и предметам. Пред Богом должен ты сохранить совесть, дабы того, что, как ты знаешь, не служит Богу, и тебе не делать. <Пред> отцом же своим <духовным ты должен хранить совесть>, чтобы делать "ни добавляя, ни убавляя" все, что он говорит тебе по усмотрению своему. По отношению к людям нужно хранить тебе совесть, дабы не делать другому того, что сам ненавидишь. Что же касается предметов, ты должен остерегаться от злоупотребления во всякой вещи пище, питье и одежде; говоря проще делать все, как пред лицем Божиим, ни в чем не обличаемый совестью.

3. йогические позы (асана) (позы определяются как неподвиk8;ные и удобные для созерцания. Совершенство в асане достигается, когда исчезает физическое напряжение и прекращаются движения тела, когда йогин становится неподвластен холоду и жаре).

В цитируемом мной трактате ничего не говорится о молитвенных позах. Но многим известна поза ”на коленях”.

4. регуляция дыхания (пранаяма) (Наивысшая ступень пранаямы предполагает полное прекращение движения праны).

Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто.

5. отвлечение органов чувств от предметов чувств (пратьяхара) (прекращение деятельности органов чувств при остановке сознания).

Прежде всего должно тебе приобрести три вещи и так начать [путь] к взыскуемому: непопечительность о вещах неразумных и благоразумных /благословных/, сиречь мертвенность ко всему; чистую совесть, хранясь, чтобы не упрекала собственная совесть; беспристрастие, не склонное ни к чему [от] века сего или самого тела.

Ибо, когда страсти улегаются и умаляются благодаря сердечному противлению страстям, желание примирения с Богом воспламеняет ум. С этого времени /поэтому/ окрепший ум, преследуя, изгоняет с помощью внимания помыслы, овевающие поверхность сердца.

6. концентрация внимания на объекте (дхарана) (фиксация сознания на определенном месте).

Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь "о чудо!" непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения.

7. созерцание (дхьяна) (характеризуется не как одномоментная концентрация, а как однородное течение сознания).
8. сосредоточение (самадхи) (степень углубления процесса созерцания когда высвечивается только объект, а само сознание как бы лишается собственной формы).


Затем стяжавший внимание возвышается мало-помалу и до мудрости седин, то есть восходит к созерцанию, что есть [удел] совершенных.

Как видите, есть очень много общего между аштанга-йогой и молитвенным деланием. И хотя йога описана более структурировано, но и умалять Молитву христианского затворника не стоит. Все они идут к богу и йогины, и монашество христианское. И пути их параллельны. Более того, есть общее между Богом, Божеством, Абсолютом и Ишварой.

(c) Timoti, 2010