понедельник, 25 июля 2011 г.

Иисусова молитва

Данная практика содержит в себе комплекс (я насчитал три, возможно четыре) методов. Методы различны и имеют различные цели. Общий конечный эффект вероятно будет зависить от человека. Но... все методы работают по системе "накопления критической массы", а потом... взрывной эффект.
Если это произойдет с человеком неподготовленным, без внешнего руководства и контроля... это будет весьма опасно для психики. Человек или "убоится геенны огненной" или попадет в психушку.


Иисусова молитва — молитва-обращение к Иисусу Христу, Сыну Божию и истинному Богу с просьбой о помиловании (прощении грехов и возможности после второго пришествия находиться в раю).

Полная версия: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго

В сокращенной форме: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя

В краткой форме: Господи, помилуй

Как же освободить свое сердце от злых, а также лицемерно-добрых помыслов, атакующих нас во всякое время?
I. Первую победу подвизающийся может одержать при помощи метода «трезвения». Метод прост и заключается в вопросе как бы самому себе: «О чем мне сейчас говорит помысел?» Или просто: «Какой у меня сейчас помысел?» Как только подвизающийся задает этот вопрос, не отвечая на него, он увидит, что помысла на самом деле нет. Если бы он имел духовное зрение, то успел бы увидеть в тот момент поспешно удаляющегося беса или бесов. Бесы-помыслы не любят внимания. Они предпочитают, чтобы человек принимал помыслы как свои мысли и думал, что он сам себе мешает.
II. В образовавшуюся таким образом сердечную пустоту подвизающийся должен поместить Иисусову молитву и читать ее до тех пор, пока в сердце не прорвется новый помысел и тогда, чтобы его прогнать, повторить опять тот же вопрос. Так следует тренироваться и частым повторением довести это умение до совершенства. Бог весть, сколько на это потребуется времени. Смотря кому и смотря, какое рвение проявит подвизающийся.
III. Следует также часто опускать ум в сердце до физического ощущения его там пребывания. Старцы называли это «затвором». Истинный затвор в этом и состоит, а не во внешних дверях, закрытых на замок. Понятно, что все вышесказанное можно выразить словами народной сказки: «Пойди туда не знаю куда, принести то не знаю что». Однако, ничего невозможного в этом нет, чему много есть святых свидетелей, прошедших этот путь.
Еще раз повторим, что необходимо частое повторение. Большой опасностью на этом пути является быстро пришедший успех. Тот, кто не прошел путь смирения под руководством опытного духовника, попадает в опаснейшее состояние, называемое в духовном пути «прелестью», а в миру — душевной болезнью. Таким образом, «успех» превращается в сокрушительное поражение тех, кто не смирив гордыни, взялся за «умную молитву». Таковым лучше бы пока что читать только по писанному. Когда же смиренный молитвенник без вреда для своей души начнет понемногу пожинать плоды молитвы в виде спокойствия ума и отсутствия помыслов, ему следует идти дальше. 
IV. По слову преподобного Серафима Саровского чудотворца и других великих молитвенников применяются также и дыхательные упражнения. Мы приведем некоторые практические советы как с дыханием вводить молитву в духовное сердце. Предже всего, следует медленно выдохнуть весь воздух через нос, опустошив даже живот, то есть, чтобы он как бы прилип к позвоночнику. После этого следует, произнося Иисусову молитву (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного), медленно втягивать воздух носом через горло таким образом, чтобы наполнялся сначала низ живота, потом грудь, а потом еще выше. Когда мы становимся переполненными таким образом воздухом, то продолжаем читать дальше Иисусову молитву до тех пор, пока можем удерживать воздух. После того как удерживать воздух станет невозможно, следует, медленно выдыхая, произносить эту же молитву.
Должно сказать, что сие упражнения очень сильные и им не следует на первых порах злоупотреблять, но следует, как бы привыкать к нему, чтобы выполнять без большого напряжения. 
Такая молитва очень сильно укрепляет дух, приводит к хорошим результатам по трезвению, утраняет все помыслы и похоть.
V. Есть и еще способ часто применяющийся подвижниками. Это называется «иметь кошку». Молящийся как бы держит на привязи зверька, который хватает любую мысль, появляющуюся в голове.
Вышеуказанные упражнения в Иисусовой молитве ведут к спокойствию духа, когда дышать как бы вовсе не надо, всякие мысли уходят, ум погружается в сердце, сосредотачивается в нем и как бы входит в самого себя: «ум входит в ум». 
Естесственно, что, занимаясь умной молитвой, следует быть в ладу с собственной совестью, быть исповеданным и причащенным, и иметь благословение на то собственного духовника, а также неленостно посещать церковные службы, количество которых устанавливает духовник. 
Далеко не лишним будет также напоминание о том, что Иисусова молитва творится в покаянии. 
Духовное сердце есть орган, расположенный в грудной клетке близко к физическому сердцу. Некоторые ощущают его посередине грудной клетки, другие даже справа.
Отец Серафим об умной молитве 
1. Учись умной молитве сердечной, как учат св. отцы в братолюбии: ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу. 
2. Учись творить молитву через ноздряное дыхание, с замкнутыми устами, это искусство есть бич мотиву плоти и плотских похотений.
3. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй: «Богородицею помилуй мя».
4. Одна молитва внешняя недостаточна, Бог внемлет уму, а потому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутреннею, не монахи, а черные головешки.
5. Бойся как геенского огня галок намазанных (женщин), ибо они часто из воинов царских делают рабами сатаны.
6. Помни, что истинная мантия монашеская есть радушное перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей, нет и спасения.
7. Все делай потихоньку полегоньку и не вдруг: добродетель не груша, ее вдруг не съешь.


(c) Игумен Иларион (Алфеев) "Священная тайна церкви"

Учение иеросхимонаха Антония (Булатовича) о молитве Иисусовой можно свести к двум основным положениям. Во-первых, следуя многовековой афонской традиции, он говорит о том, что молитва Иисусова является неотъемлемым деланием иноков, звеном спасительной цепи, соединяющей монашество с Богом, духовным мечом, оружием против диавола:

О сем необходимейшем звене спасения не ясно ли свидетельствует самый чин монашеского пострижения, когда настоятель, вручая постригаемому четки, для всегдашнего призывания Имени Иисусова, говорит: "Приими, брате, меч духовный, иже есть Глагол Божий (т. е. меч духовный значит Имя Иисус, коим, как мечом, посекаются диавольские прилоги, и это Имя есть не простое, но Глагол Божий, т. е. словесное действие Божества, или Сам Бог-Слово, Иисус} ко всегдашней молитве Иисусовой; всегда бо Имя Господа Иисуса во уме и в сердце, и во устех своих имети должен ecu, глаголя: '''Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!"" (см. "Чин пострижения"). Итак, видите ли, не просто указывается Церковью призывать Имя Иисусово, но с верою, что Оно и есть "Меч духовный", "Глагол Божий", или, иначе сказать, - Сам Господь Иисус Христос, исповедуемый устами нашими во Имени Своем и живущий в сердцах наших от бани крещения. Но думаете ли, что сей обет всегдашнего призывания может быть исполним без такой живой веры в Самое Имя Господне? - Конечно нет! Всегдашнее призывание Имени Иисусова есть подвиг претрудный, и кто станет посвящать свои силы на призывание пустого и текучего имени? Кто станет отвращать мысль свою от всякой другой мысли и упражнять ее в призывании Имени Иисус, если будут почитать сие Имя меньшим всякого имени?

<...> Делание безмолвников и вообще всех, которые ведут внимательную жизнь, в чем же ином главным образом заключается, как не в отгнании помыслов, то есть в отражении лукавого! Эта брань ведется беспрестанно и состоит в том, что умный делатель, окруженный множеством мысленных врагов, всячески старающихся рассеять или чем-либо занять его ум, все время старается не принимать в ум никакого всеваемого помысла, но заключать его (т. е. ум) в слова сердечно призываемого Имени Господа Иисуса. Это и есть непреодолимая оборона Имени Иисусова, которая не только не допускает врага проникнуть через помысел в ум и через похоть в сердце, но и опаляет его. Таково оборонительное делание подвижников, которое по временам сменяется наступательным деланием, т. е. горячей молитвой, которая есть Иисусово радование и восхищает преуспевших в созерцания, и деется также о Имени Иисусове. Но новое учение имяборцев не считает нужным много упражняться в призывании Имени Иисусова и советует заменять сие размышлением о Иисусе Христе; этим они, следовательно, лишают себя главной своей обороны и подвергают ум свой тончайшим воздействиям лукавых духов, которые несомненно, не будучи отгоняемы и опаляемы Именем Иисусовым, проникнут в ум безмолвника и всеют в него свои мнимо-благочестивые мысли и фальшивые созерцания. В этом именно и заключается прелесть, от которой предостерегают святые отцы, советуя обнажать ум свой от всяких мыслей, не только худых, но и мнимо-хороших, и заключать его в слова молитвы Иисусовой.

Во-вторых, иеросхимонах Антоний настаивает на том, что невозможно молиться вне имени Божия. Если всякая молитва есть призывание имени Божия, а молитва Иисусова есть призывание имени Иисуса, то отделить имя Божие от Бога или имя Иисуса от Самого Иисуса, противопоставить сущность Божию имени Божию невозможно:

Имяборцы не только отрицают действенность призывания Имени Господня в чудесах и видят в этом призывании лишь силу посредствующую, но отрицают действенность призывания имени Господня и в молитве. Они отвергают необходимость в молитве умно-сердечной заключать ум в слова призываемого Имени Господня, но учат молиться независимо от Имени Господня, - молиться Самому Существу Божьему, вне Имени Его. Призывание же Имени Божия признают нужным лишь при начале молитвы, как посредствующую силу Для обращения ко Господу, для призвания Его по Его собственному Имени. Но что же иное есть такое учение о молитве, как не учение новое, отвергающее все святоотеческое учение об Иисусовой молитве, ибо она именно заключается в частом, повторительном, умно-сердечном призывании Имени Иисусова, с несомненной и живой верой в присутствие Господне, как в сердце верующего, так и в исповедуемом и призываемом Имени Его, которое - Сый Сам Он, - имеет силу очищать сердце и сообщать душе Божественную благодать.

<...> Наша молитвенная беседа с Богом <...> не может деяться иначе, как о Имени Божием, ибо Имя Божие есть истинное определение свойств Божиш, и все, что только ни ведает человек о Боге, выражается во именах Божиих. Человек, разносторонне познавая другого человека, может составлять себе множество всевозможных определений его и, руководясь ими, вступать во взаимную с ним беседу, но о Боге весьма мало что известно человеку, и все, что известно, известно из Имени Божия, ибо человеку известно о Боге лишь то, что Сам Бог благоизволил о Себе открыть, и что выражается Именем Его.

<...> Весьма ошибаются те, которые думают, что в молитве к Богу возможно обходится без Имени Его; и они или в прелести представляют себе прелестно Существо Божие, или сами не знают, что всякое мысленное представление именуемого свойства Божия есть Имя Божие, почему они и мнят, что, называя Бога, например, главными Именами Его, они тем творят молитву независимо от Имени Его.

(c) Архимандрит Софроний "О молитве Иисусовой"

Многие годы монахи произносят молитву устно, не ища искусственных способов соединения ума с сердцем. Внимание их обращено на то, чтобы согласовать свою повседневную жизнь с заповедями Христа. Вековой опыт сей аскезы показал, что ум соединится с сердцем по действию Божию, когда монах пройдет солидный опыт послушания и воздержания, когда его ум, сердце и самое тело "ветхого человека" в достаточной мере освободятся от власти греха. Однако и в прошлом, и в настоящее время отцы иногда разрешают прибегать к искусственному методу сведения ума в сердце. Для этого монах, дав телу удобное положение и наклонив голову к груди, мысленно произносит молитву, тихо вдыхая воздух со словами: "Господи Иисусе Христе (Сыне Божий)" и затем выдыхая кончает молитву: "помилуй мя (грешного)". Во время вдыхания внимание ума сначала следует движению воздуха и останавливается на верхней части сердца. При таком делании чрез некоторое время внимание может быть сохранено нерассеянным, и ум установится рядом с сердцем или даже и войдет вовнутрь. Опыт покажет, что этот способ даст уму возможность видеть не самое физическое сердце, но то, что в нем происходит: какие чувства возникают в нем; какие мысленные образы приближаются извне. Такая практика приведет к тому, что монах будет чувствовать свое сердце и пребывать вниманием ума в нем (сердце), уже не прибегая к "психосоматической технике".

Искусственный прием может помочь начинающему найти место, где должно стоять вниманием ума при молитве и вообще во всякое время.

Опасность психотехники, как показал долгий опыт, в том, что есть немало людей, слишком большое значение придающих самому методу. Во избежание вредной деформации духовной жизни молящегося — начинающим подвижникам с древних времен рекомендуется иной образ, значительно более медленный, но несравненно более правильный и полезный, а именно: сосредоточивать внимание на Имени Иисуса Христа и на словах молитвы. Когда сокрушение о грехах достигает известной степени, тогда ум естественно идет на соединение с сердцем.

Возможно установить некоторую последовательность в процессе развития этой молитвы:
1) УСТНАЯ: мы произносим молитву устами, сосредоточивая наше внимание на Имени и словах.
2) УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа и прочее содержание мысленно.
3) УМНО-СЕРДЕЧНАЯ: ум и сердце соединены в своем действии; внимание заключено внутри сердца, и там произносится молитва.
4) САМОДВИЖНАЯ: молитва утвердилась в сердце и без особого усилия воли сама произносится внутри сердца, привлекая туда внимание ума.
5) БЛАГОДАТНАЯ: молитва действует, как нежное пламя внутри нас, как вдохновение Свыше, услаждающее сердце ощущением любви Божией и восхищающее ум в духовные созерцания. Иногда соединяется с видением Света.

Практика умной молитвы может быть на время связана с психосоматической техникой, т. е. носить характер ритмического или неритмического произношения молитвы умом посредством вдыхания при первой части и выдыхания при второй, как описано выше. Такое делание может быть полезным, если при этом не теряется из виду, что каждое призывание Имени Христа должно быть неразлучно с Ним, Его Персоной, неотрывно от Лица Бога. Иначе молитва превращается в техническое упражнение и становится грехом против заповеди: "Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно" (Исх. 20, 7; Втор. 5, 11).

(с) Timoti, 2011