пятница, 22 июля 2011 г.

Раджа-йога

Восьмеричная йога Патанджали (аштанга-йога) - это одна из шести даршан брахманско-индуистской традиции. Она очень тесно связана с философией санкхьи. Аштанга-йога базируется на философском материале классической санкхьи, но признает при этом существование личного Бога (Ишвара). Цель аштанга-йоги не слияние с Богом, а полное отделение сознания от материи и достижение состояния аналогичного бога Ишвары. Основным текстом аштанга-йоги являются “Йога сутры” написанные Патанджали. Патанджали определяет йогу как "прекращение деятельности сознания". Способами реализации йоги Патанджали считает подвижничество, самообучение и упование на Бога, что способствует развитию сосредоточенности и преодолению клеш (аффектов).

Йога Патанджали называется восьмеричной, поскольку реализация ее цели предполагает прохождение восьми последовательных этапов совершенствования:
1. самоконтроль (яма) (ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров).
2. соблюдение предписаний (нияма) (соблюдение ритуальной, физической и нравственной чистоты, различные формы аскезы, изучение повествующих об освобождении трактатов (шастр), преданность Богу).
3. йогические позы (асана) (позы определяются как неподвижные и удобные для созерцания. Совершенство в асане достигается, когда исчезает физическое напряжение и прекращаются движения тела, когда йогин становится неподвластен холоду и жаре).
4. регуляция дыхания (пранаяма) (Наивысшая ступень пранаямы предполагает полное прекращение движения праны).
5. отвлечение органов чувств от предметов чувств (пратьяхара) (прекращение деятельности органов чувств при остановке сознания).
6. концентрация внимания на объекте (дхарана) (фиксация сознания на определенном месте).
7. созерцание (дхьяна) (характеризуется не как одномоментная концентрация, а как однородное течение сознания).
8. сосредоточение (самадхи) (степень углубления процесса созерцания когда высвечивается только объект, а само сознание как бы лишается собственной формы).

Абсолютному освобождению посвящена четвертая глава "Йога сутр", начинающаяся с характеристики "совершенных способностей" (сиддхи), достигаемых благодаря особой форме рождения (например, среди богов), лекарственным снадобьям, чтению мантр, аскетизму и йогическому сосредоточению. Приобретение сиддхи с помощью лекарственных снадобий считается асурическим (темным, демоническим). Освобождению предшествует высшая ступень йогического сосредоточения, называемая "облако дхармы" (дхарма мегха).

(c) Timoti, 2010