среда, 27 июля 2011 г.

Опьяненные вином любви...

Многие суфийские тексты изобилуют такими словами как виноград, вино, опьянение, любовь… Если вы почитаете Рубайат Омар Хайама в переводе Фитцджеральда, то может создаться впечатление что Хайам был бунтарем, не признавал ислам, да к тому же еще и был запойным пьяницей. Но это не так…

На самом деле – виноград, вино, опьянение и любовь – это технические термины, описывающие как некоторые состояния, так и способы их достижения.

Обычно, но не всегда, под виноградом подразумевают какую либо религию (начальное состояние). Вино же является сутью винограда, его развитием, его внутренним содержанием, сущностью винограда (или другого явления). Один из суфийских принципов подготовки в примерном переводе звучит так: “ виноградные кисти, сжатые под одним прессом, могут дать только один сок - вино”.

"Прежде, чем в этом мире появился сад,
виноградная лоза и виноград,
Наши души уже были пьяны от вина бессмертия".
(с) Руми

Опьянение вином винограда… Это состояние к которому стремятся суфии. Но это не тот экстаз, который переживают некоторые мистики. Это состояние, которое приносит реальные плоды, это состояние после которого остается знание, это реальное видение скрытого

"Я не могу жить без вина,
без чаши процеженного вина.
Даже тело не слушается меня
Я превращаюсь в раба, когда Саки говорит:
"Выпей еще чашу, а я не могу сделать этого".
(с) Омар Хайам

Опьянение притупляет интеллект, автоматические мыслительные процессы приостанавливаются и сознание остается чистым как вино.
С опьянением связаны менее известные термины - "восторг" (ваджд) и "существование" (вуджуд). Они описывают два состояния, из которых первое предшествует второму. В состоянии восторга ощущения человека противоположны тому, что он чувствовал и ощущал ранее. Это состояние приходит к человеку, когда он еще связан с чувственными восприятиями. Существованием называется состояние "приобретения", когда он постигает смысл реального существования, полностью отличающегося от обычного физического.

Любовь… Истинная реальность. Сложный термин, сложное состояние, то где живет суфий, то чем живет суфий, то как живет суфий, то зачем живет суфий…

Суфий, постигший ее тайны и прикоснувшийся к истинной реальности, которая лежит в основе всего, возвращается в мир для передачи определенного знания. Его не интересуют те, кто не может освободиться от опьянения.

Сложно говорить о том, что не понятно и не передаваемо…

"Если я поклоняюсь ей, считая это своим долгом,
И если она никогда не отвечает на мои приветствия,
Есть ли у меня повод для обид?"

Ибн аль-Араби говорит:
"Я исповедую религию Любви.
Сейчас меня иногда называют
Пастухом газелей (божественная мудрость),
Иногда христианским монахом,
А иногда персидским мудрецом.
У меня трое возлюбленных -
Трое, которые в сущности являются одним;
Ведь многие вещи кажутся тройственными,
Но все это не более, чем единичность.
Не называй ее по имени,
Ведь этим можно ограничить ту,
При виде которой
Все ограничения рушатся".

"Счастливец, достигший озарения, Знает, что софистика - от дьявола, а любовь - от Адама". (с) Руми

“В Долине Восхищения к путешественнику приходит замешательство, смешанное с любовью. Теперь он относится к знанию уже не так, как прежде. Его заменяет Любовь. Понимание приходит с любовью, его нельзя добиться различными организационными методами.”

“Единство интеллекта и интуиции, приводящее к познанию и развитию, основывается на любви.”

Любовь – это та сущность, которую стремятся познать суфии.

"Мое сердце может принять любую форму:
Для монаха оно станет монастырем,
для идолов - храмом,
Для газелей - пастбищем,
для правоверного - Каабой,
Оно может стать свитком Торы и Кораном.
Моя вера - любовь;
куда бы ни сворачивали ее верблюды,
Любовь остается моей религией и верой".
(с) Руми

Существует две общие формы любви - Обычная любовь и Особая любовь. Самообман является признаком Обычной любви, хоть искренность ее не вызывает сомнений. Отличительной характеристикой Обычной любви является восприятие бараки (неуловимой красоты, благодати) через форму или внешнее проявление той или иной вещи. Когда Обычная любовь становится Особой, человек начинает воспринимать красоту сущности, а не формы. Обычная любовь украшает существование, Особая любовь делает его совершенным.

Дервишеская мудрость описывает одну из характерных особенностей любви. Даже слабое упоминание о возлюбленной заставляет любящего думать о ней, но он мало заботится о том, вспоминает ли о нем она. С точки зрения человека, установившего связь с источником жизни, те, кто попросту приравнивает любовь к божественному, являются варварами…

(c) Timoti, 2011