воскресенье, 24 июля 2011 г.

Алхимия

Алхимическая традиция Запада сформировалась в основном под влиянием арабских источников.

В 1144 г. англичанин Роберт Честерский, обучавшийся в мусульманской Испании, написал книгу, которая познакомила средневековый христианский мир с алхимией. Это был перевод одной из арабских книг, где, как отмечает проф. Холмъярд ("Алхимия", Лондон, стр. 103), Роберт Честерский категорически заявляет, что в эти времена эта наука была неизвестна "латинскому миру". И уже потом под своеобразном влиянием христианства и текстов библии появились очень спорные алхимические трактаты. И появились споры о том, чем же занимается алхимия? То ли это развитие кузнечного дела, металлургии и химии, то ли это "трансформация человека". В те времена за золотом охотились все, впрочем и день сегодняшний не исключение, поэтому так много внимания уделялась идеи философского камня превращающего неблагородные металлы в золото. И так мало известно о "трансформации человека".

Для тех, кто даже очень поверхностно глянет материалы по алхимии сразу станет заметным один факт - алхимия является системой терминов, использовавшейся с целью передачи своего аллегорического послания. Рассматривая арабские слова, к которым переводчики подбирали латинские эквиваленты и исходя из того, как эти термины употреблялись, мы можем судить, действительно ли западные алхимики пытались добиться трансмутации металлов или их цель была иной.

Уже в VIII в. и арабы и европейцы признавали Джабира Ибн аль-Хайана (Гебер) патроном искусства алхимии. С тех пор все известные нам алхимические трактаты излагают учение о трех элементах - соли, сере, ртути. Для получения философского камня их необходимо смешать в правильной пропорции. Многие, если не все, алхимики подчеркивают, что эти элементы отличаются от известных нам соли, серы и ртути.

Арабское слово, обозначающее "камень", ассоциируется со словом, обозначающим "скрытое, запретное". Столь могущественный камень, нечто скрытое, на Западе называют также азотом. Востоковедами было установлено, что слово "азот" происходит от одного из двух арабских слов - либо от слова "аз-зат", означающего "сущность" или "внутреннюю реальность", либо от слова "зибак", что означает "ртуть". Камень это и есть "зат", т. е. сущность, которая является столь могущественной, что может преобразовать все, что соприкасается с ней. Три элемента образуют "зат" только после того, как с ними будет проделана определенная работа (перевод арабского слова "амаль"). В число этих элементов входит сера (по-арабски "кибрит", что является омонимом слова "кебират", означающего "величие, благородство"), соль ("мильх", омоним слова "мильх", которое означает "доброту, ученость") и ртуть ("зибак", корень, от которого образовано это слово, может означать также "открывать замок, ломать"). (Парацельс (1493 - 1541) отмечает: "Ртуть - это дух, сера - душа, а соль - тело"). Методы концентрации, очищения, развития и смешивания, выраженные в алхимических терминах, есть не что иное, как попытки организации ума и тела с целью оказать влияние на человека, а не на химические элементы.

И тем не менее многие уважаемые алхимики занимались все же химическими и металлургическими опытами.

(c) Timoti, 2010