воскресенье, 24 июля 2011 г.

Алхимия - Поиски золота

"Я должен сказать вам, что природа всегда стремится к совершенству золота, но многие побочные обстоятельства изменяют металлы".
Бэкон
"Сначала человек появился в царстве минералов... Необходимо очищать и развивать человеческий металл".
Руми

Металлургический аспект алхимии имел довольно сильное развитие в "китайском направлении".

"Китайские философы особо подчеркивали тот факт, что существуют три алхимии. Первая обеспечивает долголетие с помощью жидкого золота, вторая должна дать красную серу, с помощью которой осуществляется трансмутация, а третья должна превращать другие металлы в золото" - д-р Джон Рид. "Введение в химию".

Китайский алхимик Лю Цзу так описывает процесс трансмутации - "Я должен прилежно обрабатывать свое поле. На этом поле есть духовный росток, который может прожить 1000 лет. Цветок этот подобен желтому золоту. Бутон этого цветка не так уж велик, но семена его круглы и подобны чистым драгоценным камням. Его рост зависит от почвы главного дворца, но орошать его должна вода из более высокого источника. После 9 лет обработки корень и ветвь можно пересадить на более высокое небо".

"Из мужчины и женщины сотвори круг, затем квадрат, затем треугольник и, наконец, снова круг, и ты получишь Философский Камень".
Михель Майер

Далее приведу не сильно переработанный текст из книги Ричарда Кавендиша “Черная магия”.

Основой материального аспекта алхимии считается идея Первоматерии. У Первоматерии нет никаких качеств и свойств, но в то же время она содержит в себе все возможные свойства и качества, ибо в ней заключена потенциальность всех вещей и явлений. Первоматерия - это то, что останется после того, как объект лишится всех своих характеристик. Согласно этой теории вселенная была создана неким божеством, который сотворил или обнаружил Первоматерию, придал ей форму и одухотворил ее. Первыми порождениями Первоматерии стали четыре элемента - Огонь, Воздух, Вода и Земля. Каждому из этих элементов присущи по два из четырех основных качеств, свойственных всем вещам. Эти качества - тепло, холод, влажность и сухость. Огонь - горячий и сухой, Воздух - горячий и влажный, Вода - холодная и влажная, а Земля - холодная и сухая. Все в мире состоит из четырех первоэлементов, а различия между предметами и веществами объясняются тем, что эти элементы сочетаются в них в различных пропорциях. Если одно из качеств элемента изменить, он превратится в другой элемент. Эта теория играла в алхимии важнейшую роль, ибо допускала возможность трансмутации веществ. Золото - это смесь четырех первоэлементов, взятых в определенных пропорциях. Неблагородные металлы - смеси тех же элементов, но в иных пропорциях. Значит, изменяя пропорции в этих смесях путем нагревания, охлаждения, осушения и разжижения, неблагородные металлы можно превращать в золото.

Первый этап Великого Делания состоял в том, чтобы низвести неблагородный метал до состояния Первоматерии, которая "убивала" его, лишая внешней формы, и в то же время высвобождала скрытую внутри него искру новой жизни. Затем эта искра жизни воссоединяется с Первоматерией и порождает "эмбрион" металла, который от природы предрасположен к тому, чтобы стать золотом, ибо Природа стремится к совершенству. Вскормленный должным образом, этот эмбрион будет расти и, в конце концов, родится в тигле алхимика в форме совершенного золота - Философского Камня.

Попытки примирить четверицу (четыре первоэлемента) с троицей (ртуть, сера и соль) и двоицей (пары противоположностей - день и ночь, и т. д.) и преобразить все это в единицу (Философский Камень) были одним из главных занятий алхимиков позднего периода.

Великое Делание состоит из четырех основных стадий и отличительными характеристиками этих стадий являются четыре цвета, которые последовательно принимает материал в алхимическом сосуде, - черный, белый, желтый и красный.

Двенадцать алхимических процессов соотносятся со знаками Зодиака. Процессы эти таковы: кальцинация ("прокаливание"), солюция ("растворение"), сепарация ("разделение"), конъюнкция ("соединение"), путрефакция ("гниение"), коагуляция ("закрепление"), цибация ("вскармливание"), сублимация ("возгонка"), ферментация ("сбраживание"), экзальтация ("возбуждение"), мультипликация ("умножение") и проекция ("бросание").

Великое Делание рассматривается как подражание природным процессам, а двенадцать зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению. Если принять эту концепцию, то получается следующее: кальцинация - овен, солюция - телец, сепарация - близнецы, конъюнкция - рак, путрефакция - лев, коагуляция - дева, цибация - весы, сублимация - скорпион, ферментация - стрелец, экзальтация - козерог, мультипликация - водолей, проекция - рыбы.

Целью начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.

Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла, который должен был превратиться в пудру или пепел. Кальцинацию следует проводить на умеренном огне в течение года. Кальцинация, разрушая внешнюю форму неблагородного металла, освобождает его от всех явных свойств.

Солюция - растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть. Пары, вышедшие из исходного вещества за время кальцинации и считавшиеся философской ртутью ("духом" вещества), конденсировали в ртутную жидкость и в этой жидкости растворяли прокаленную пудру. Металлы, по алхимической теории, - это сгущенная вода, то для того, чтобы превратить металл в воду, нужно вернуть его в состояние Первоматерии и очистить от дефектов.

Сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог. Алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре первоэлемента, либо, на ртуть и серу. Ртуть и сера вместе взятые сочетали в себе четыре базовых качества, на которых, в свою очередь, основывались четыре первоэлемента. Горючая сера заключала в себе элемент Огня (горячего и сухого), а жидкая ртуть - элемент Воды (холодной и влажной). Целью сепарации является дальнейшее очищение материала и приближение еще на один шаг к Первоматерии путем возврата к базовым элементам.

Т. Э. Лоуренс в "Семи столпах мудрости" описывает внутреннее состояние сепарации: “В какой-то момент я почувствовал, что "распадаюсь на части". Тело (соль) продолжало ехать по своим делам верхом на верблюде. Другая часть "я" (ртуть), "паря в высоте, немного правее, наклонилась и с любопытством осведомилась, чем занята плоть". А третья часть (сера) "беседовала со второй и удивлялась, осуждая труды, на которые обрекло себя тело, и презирая самую цель этих трудов". Две отделившиеся от тела части пустились в дискуссию о том, насколько разумно или глупо то, чем занимается тело.”
Лоуренс испытал состояние внутреннего конфликта между заключенными в нем противоположными началами. Это состояние он назвал "смертным сном". По некоторым отчетам об алхимической работе непосредственно после сепарации наступает стадия "малой смерти".

За сепарацией следует конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются. Этот этап обычно представляли в образе брака или соития и нередко - в виде инцеста между матерью и сыном или братом и сестрой, ибо сера и ртуть происходят от одного и того же исходного алхимического сырья. Конъюнкцию можно рассматривать так же, как воссоединение четырех первоэлементов (либо же ртути, серы и соли). Она требовала непрерывного нагревания материала на умеренном огне. Теперь "субъект" Великого Делания представлял собой Первоматерию в сочетании с одушевляющей ее искрой жизни.

На следующем этапе предстояло "убить" материал и высвободить эту жизненную искру, что достигалось погружением сырья во влажную и горячую среду (например, нагреванием алхимического сосуда на водяной бане или помещением его в бродящий навоз). Лежащий на дне сосуда материал должен был постепенно чернеть, что служило признаком его возвращения на уровень Первоматерии - безжизненной и бескачественной массы, лишенной всех характеристик и в том числе цвета (черный цвет воспринимался как отсутствие цвета). Считалось, что материал при этом гниет, а потому данный процесс назывался путрефакцией - "гниением". Поскольку гниющее сырье выделяло испарения алхимики отмечали, что путрефакция сопровождается "кладбищенским зловонием".

Это была первая из основных стадий Великого Делания - так называемое нигредо, или почернение. Ее именовали "Черной Вороной", "Головой Вороны", "Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. Черная и зловонная гниющая Первоматерия заключала в себе потенциал великолепного Философского Камня, и многие алхимики обозначали этап нигредо словами из Песни Песней Соломона: "Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива".

Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, как Дух Божий витал над темными водами в начале Книги Бытие. Проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень. При нагревании сосуда испарения (дух) конденсировались в жидкость, которая насыщала Первоматерию. Это была алхимическая "купель возрождения"; алхимики называли этот процесс рождением "от воды и духа". Когда дух воссоединяется с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизуется белое твердое вещество. Это процесс коагуляции, или "сгущения". На данном этапе соединяясь друг с другом элементы, образуют Камень. Полученное белое вещество представляет собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро. Образование Белого Камня являлось второй основной стадией Великого Делания - стадией альбедо, или побеления.

После коагуляции начинается третья и последняя стадия Великого Делания, ведущая к рубедо - красной заре.

На этапе цибации материал в сосуде "умеренно питают молоком и мясом". Герхард Дорн, ученик Парацельса, советовал на поздних этапах Делания вносить различные добавки, в том числе человеческую кровь, чистотел и мед. Кровь должна была насытить Камень жизненной силой. Чистотел наделял его весельем и хорошим настроением. Мед символизировал радости жизни, а также служил консервантом.

Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. С этой целью материал превращали в испарения (дух), осадок выбрасывали, а "дух" снова трансформировали в тело.

На этапе ферментации - материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие. Это качество характеризует огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. В процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом.

На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение. Алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям. Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным. Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору предстает чудесное зрелище - рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого.

Новорожденному Камню недостает теперь только одного качества - во много раз увеличивать массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения"). Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному "соитию", еще одному соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином.

Двенадцатый этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото. Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.

(c) Timoti, 2010