воскресенье, 24 июля 2011 г.

Пранаяма

Пранаяма – четвертый этап аштанга-йоги (йоги Патанджали). Считается, что приступать к пранаяме нужно только после того, как добились хороших результатов в освоение предыдущей ступени – асане. В очень упрощенном виде пранаяму можно охарактеризовать как метод контроля за движением праны или метод контроля за дыханием.
Регулирование дыхания, или контроль над праной – это прекращение вдохов и выдохов, которое следует за достижением устойчивости в асане.
(c) Йога-сутра (II:49) Патанджали.

Дыхание и прана – не одно и то же. Но считается, что путем контроля дыхания мы автоматически получаем контроль над праной. Сначала это происходит неявно, но по мере практики акценты сдвигаются все больше и больше в сторону контроля за праной и все меньше внимания остается на дыхании.

Что же такое прана?

Прана – это суммарная энергия вселенной. Любое проявление энергии в Мире является проявлением праны. Прана связана с умом, через ум с волей, через волю с индивидуальной душой, а через душу с абсолютом. Научившись управлять праной в себе вы получаете метод управления всей вселенной. Во время космической пралайи прана пребывает в тонком, неподвижном, неразличимом состоянии. Когда прана приходит в движение она взаимодействует с акашей и порождает различные формы.
Прана человека имеет пять форм: прана, апана, самана, удана и вьяна.
Обителью праны является сердце, апаны – анус, саманы – район пупка, уданы – горло, вьяна не имеет обители и находится повсюду.
Функции: прана – дыхание, апана – выделение, самана – пищеварение, удана – проглатывание пищи, вьяна – кровообращение.
Цвет: прана – цвет крови, рубина или коралла, апана – цвет индрагопы (насекомое белого или красного цвета), самана – цвет молока, хрусталя и маслянисто-блестящий, удана – бледно-белый цвет, вьяна – цвет солнечного луча.
Тот, кто знает прану, знает Веды.
Если вы можете неподвижно просидеть в асане три часа, вы полностью овладели асаной. Если вы можете просидеть в ней от получаса до часа, то вы можете приступать к пранаяме.
Контроль над праной означает контроль над умом, т.к. ум привязан к пране.
Пранаяма бывает длительной или тонкой в зависимости от соотношения трех ее компонентов – внешнего, внутреннего и стабильного; процессы задержки изменяются в зависимости от места, времени и числа.
(c) Йога-Сутра (II:50)

Различают три вида пранаямы: пурака – наполнение (вдох), речака – опустошение (выдох), кумбхака – задержка дыхания. Кумбхака увеличивает продолжительность жизни, увеличивает энергию. Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от места, времени и числа. Место – это место прохождения процесса - снаружи или внутри тела, длина, а также часть тела куда направляется прана. Выдох – внешний процесс, вдох – внутренний. Время – это длительность процесса измеряемого в матрах. Часто пишут, что матра равна одной секунде, но более правильно будет, если матру соотносить с одним ударом сердца. Таким образом весь процесс синхронизируется с сердечным ритмом и циклом кровообращения. Число – это число повторений или число активных циклов.
Главная цель пранаямы – это объединение праны с апаной и медленное направление их вверх, к голове.

Существует множество дыхательных упражнений, которые используют йогины и которые принято называть пранаямой. Но классическая (минимальная и достаточная) схема включает в себя 4 типа пранаямы: адхама, мадхьяма, уттама и четвертый тип без названия. Первые три типа различаются между собой только временем: адхама – 12, мадхьяма – 24, уттама – 32 матры. Это время задается для пураки (вдох). Соотношение между пуракой (вдох), кумбхакой (задержка) и речакой (выдох) составляет во всех трех случаях 1:4:2. При практике первых трех типов, обычно, не принимается во внимание место и длина. Число для всех четырех типов – 80 за одно занятие, 4 занятия в день. Итого в сутки 320 пранаям. Время, обычно, достаточное для освоения: адхама – 1 месяц, мадхьяма – 3 месяца. Уттама практикуется до смещения внимания с дыхания на прану или, как иногда говорят, пробуждения кундалини.
После того как освоена уттама можно переходить к четвертому типу пранаямы. Здесь становится важным и место, и длина. К этому моменту вы уже должны научиться частично контролировать прану, а не дыхание. Место в этом типе рассматривается как чакры. Четвертый тип выполняется с последовательной фиксацией праны в каждой чакре и постепенному проведению ее в сахасрару. Это является внутренним процессом. Параллельно с ним происходит внешний процесс. Он выражается в поддержание длины дыхания в соответствие с каждой таттвой, соответствующей той чакре с которой ведется работа в этот момент. Различают пять таттв: притхиви (земля), апас (вода), теджас (огонь), вайю (воздух), акаша (эфир). Соответствия длины дыхания для них следующие: 12, 16, 4, 8 и 0 пальцев.

Очищение Нади.

Считается, что человек имеет 72000 Нади. Из них наиболее важны 72, 10 называют главными. Но наиболее известны 3 Нади – ида, пингала и сушумна. Ида располагается слева, Пингала – справа, а Сушумна – посередине. Положение отсчитывается от позвоночного столба. Ида – левая ноздря, Пингала – правая. Ида – луна, Пингала – солнце, Сушумна – Агни (огонь). Ида – охлаждает, Пингала – нагревает. Ида – нектар, Пингала – яд. Ида имеет тамасическую природу, Пингала – раджасическую. Ида и Пингала – указывают время, Сушумна – поглощает время.

Медитация для очищения Нади связана с пранавой АУМ (ОМ). Каждая буква имеет свой символ для медитации. А – Гаятри-Дэви – красная девушка с жезлом в руке, окруженная лунными лучами и сидящая верхом на лебеде (Хамса). У – Савитри – юная девушка белого цвета с диском в руке и верхом на орле (Гаруда). М – Сарасвати – пожилая женщина черного цвета верхом на быке с трезубцем в руке. Во время медитации на 16 матр делается вдох через Иду (левую ноздрю). Во время вдоха сознание фиксируется на символе буквы А. Задержка дыхания делается на 64 матры и используется символ буквы У. Выдох – 32 матры, символ – М.
Для очистки Сушумны рекомендуют выполнять следующее упражнение. Вдох через левую ноздрю. Задержать дыхание как можно больше. Выдох через правую ноздрю. Далее вдох через правую ноздрю, задержка, выдох через левую. Т.е. следующий вдох делается через ту ноздрю, через которую был предыдущий выдох, а выдох делается через ноздрю отличную от вдоха. Задержка дыхания выполняется как можно больше по времени.
На начальном этапе выделяется пот, на среднем этапе начинается дрожь в теле, а на последнем этапе, как гласит предание, йог начинает левитировать.

(c) Timoti, 2011