пятница, 15 февраля 2013 г.

Зикр Ордена Накшбандия линии Муджаддиди Хусайни

В настоящее время существует и действует, хотя и не публично, накшбандийская линия Муджадидийа-Хусайнийа. Первая часть этого эпонима, т.е. "Муджаддидийа", происходит от почётного титула индийского накшбандийского шейха - Ахмада Сирхинди (ум. в 1624 г.), которого современники называли "Муджаддад алф ас-сани" - "обновитель второго тысячелетия". Второй компонент "Хусайнийа" произошёл от имени знаменитого Накшбанди-Муджаддидийского шейха первой половины ХIХ в. Халифа Хусайна.

Зикр, выполняемый суфиями этой лини накшбандия, основан на мысленной внутренней (хафи) концентрации на определённых 'точках' (нукта) тела, сопровождаемый беззвучным (про себя) повторением слова Аллах, либо других Его имён-атрибутов. На следующем, более сложном этапе формула зикра представляет собой Калима-йи шахадат, разделяющаяся на определённые фонетические и смысловые 'группы', которые проговариваются с мысленным 'вытягиванием' от одной точки к другой.

Первая группа точек расположена горизонтально и условно называется 'очищающая' (мусаффи). Перед концентрацией закир (участник зикра) должен вдохнуть, сжать зубы и губы, прижать язык к нёбу. Затем, не выдыхая, склонить голову к первой из точек - 'Калб' (под левым соском) и мысленно, сердцем проговаривать 'Аллах' несколько раз. Количество повторов должно быть нечётным; с увеличением ритуального опыта закира, увеличивается число повторов за один вдох.

Далее закир перемещает концентрацию вправо (под правый сосок) к точке, называемой 'Рух', затем снова влево (над соском) к точке 'Сирр' и вновь вправо, к точке 'хафи'. На первоначальном этапе шейхи ограничивают своих учеников концентрацией только на этих четырёх точках. Освоившие описанный несложный ритуал неофиты, считаются вошедшими в таифа, т.е. в "сообщество братьев" (йаран). Они остаются в миру, занимаясь повседневными делами, профессиональной деятельностью, но не порывают своей связи с муршидом или его региональными халифа, участвуя в собраниях локальной таифа.

Те члены таифа, кто решил продолжить свой мистический "путь", остаются "на услужении" муршида или его опытного халифа на более длительный срок. После того, как мурид 'постиг суть зикра и сумел очистить свое сердцо от ржавчины (занг), а разум от сомнений (шубхалар)', его посвящают в следущий, более сложный этап зикра, связанный с концентрацией на трёх других вертикальных, или "возвышающих" (мута'алла) точках: 'мали' (над пупком), 'ахфа' (в середине груди) и 'султан' - на лбу у переносицы. При этом соответствующую формулу зикра (или же слово Аллах, или одно из Его имён-атрибутов) следует 'вытягивать' снизу вверх. Концентрация на верхней высшей ('али) точке, носящей название 'Султан' или 'Мухаммад', должно сопровождаться появлением перед закиром некоего образа в виде света (нур); это и есть образ Пророка, в котором закир постепенно растворяется. Однако для многих это - 'максимальная высота', а достижение состояния, когда озаряющий свет становится 'светом божьим' ('Аллох нури') и тем более растворение в нём (фана фи-л-лах) - удел немногих.


По материалам статьи “Возрождение деятельности суфийских групп в Узбекистане” Бахтияр Бабаджанов