пятница, 31 января 2014 г.

Теургия и Мартинистская Традиция

Введение

Недавно подруга спросила меня, почему в Мартинистском Ордене Розы+Креста (Rose+Croix Martinist Order) ® (обычно называемом «R+CMO» или просто «RCMO») практикуется Теургия. Где-то в «Розекрейцерском Сборнике» (The Rosicurican Digest) ДМОРК’а (AMORC) она прочла, что наш Досточтимый Мастер Луи Клод де Сен-Мартен оставил Теургию в поздний период своей жизни, поскольку чувствовал, что она «слишком опасна», и мою подругу заинтересовала мера этой опасности. Тогда я осознал, что здесь имеет место недопонимание даже среди тех, кто настроен на эзотерический лад, причем не только относительно отличий между Магией и Теургией, но также и в понимании того, что наш Досточтимый Мастер Сен-Мартен подразумевал под этим термином.

Теургия и ДМОРК

Сперва необходимо понять, что автор статьи из «The Rosicrucian Digest» не является теургом, он никогда не был теургом, и понятия не имеет об истинной теургии. ДМОРК, публикующий «The Rosicurican Digest», не учит теургии, не практикует теургию и ничего не знает об истинной теургии. Поэтому автор данной статьи не мог знать, что такое теургия, и не мог действительно написать что-либо информативное или поучительное о Действии и Искусстве теургии, он может разве что заняться обычным для несведущих делом — бормотать о теургии утихомиривающие и зловещие «предупреждения».

Во-вторых, понимание аутентичной и подлинной истории мартинизма, а также понимание (и использование) практик аутентичного мартинизма и в данном случае, и вообще редко является «сильной стороной» ДМОРК и его офицеров. Поэтому следует с крайней осторожностью относиться к мартинистским «сведениям», исходящим из таких публикаций, как «The Rosicurican Digest». Я утверждаю вышесказанное не ради уничижения кого бы то ни было, но только чтобы указать на предпосылки, приведшие к путанице у автора «Digest».

Теургия и Магия

В-третьих, увы, не многие верным образом понимают термин «теургия», зачастую путая ее с магией. Это неверное понимание присутствует зачастую даже среди тех, кто называет себя эзотериками и мистиками.

Важно понимать то, что магию теоретически можно спутать с теургией, так как между ними существуют определенные сходства. И та, и другая в той или иной мере подразумевают ритуальную практику. И в той, и в другой используются определенные слова и мысленные образы для достижения намеченной цели. Однако все равно магия и теургия — не одно и то же. Главное различие между ними заключается в том, какое место в них отводится действию Воли.

В магии ритуалы, мысленные образы и слова используются для обогащения и усиления личного Эго и его собственной Воли. В теургии же ритуалы, мысленные образы и слова используются для осуществления слияния личной воли с Волей Бога. Это слияние в изначальной мартинистской традиции носит название «Пути Сердца». Отсюда можно сделать вывод, что основное отличие теургии от магии заключается в том, каковое место в них отводится Воле в процессе достижения намеченной цели. Это различие основано на положении Человека как творца в созданном Богом мире.

Человек как творец

Важно осознавать то, что человек является существом божественным, сотворенным по Образу и Подобию Божию. Следовательно, помимо всего прочего, человек также является и творцом, и это несомненно. Конечно, по сравнению с Богом, человек является творцом в гораздо меньшей степени, однако сути это не меняет. Человек способен творить мыслю и словом. Сидя неподвижно и занимаясь тем, что во многих эзотерических школах называется «визуализацией», мы мысленно творим все то, что визуализируем. Ясно, что все сотворенное нами таким образом создается на ментальном или же на астральном плане, однако мы способны проявить то, что было сотворено нами, посредством Волевого акта. Другими словами, мы можем изъявить Волю, чтобы проявилось или случилось нечто ранее нами помысленное. Таким образом мы упражняемся в своей внутренней божественности, присущей нам изначально, в той самой силе, которая не была отнята у нас после грехопадения. Также человек способен творить словом.

Человек как маг

Посредством простого словоизъявления, посредством утверждения «Да будет так!», желаемое претворяется в реальность. Посредством присовокупления формул «Быть по сему!» или «Да станет так!» к своей Воле человек запускает действие цепочки вибраций в направлении исполнения, или проявления результатов, своих желаний. Конечно, это проявление может быть отстрочено на некоторое временя, изменено или ограничено из-за влияния кармических сил. Упражняя свою Волю, мы утверждаем: «Да будет воля моя!». Это простейший пример магического действия. Обычно мы понимаем под магией наиболее романтические ее примеры, вроде церемоний, эвокаций (призывов сил), зримых явлений, заклинаний, магических чар и пр.

Человек как теург

Но давайте теперь рассмотрим операцию иного рода. Предположим, мы визуализировали то, что желали бы узреть в проявленном виде. Затем, вместо пожелания, чтобы это случилось или проявилось, вместо формулы «Да будет воля моя!» мы произносим «Святый Отче, да будет Воля Твоя!». В этом случае мы осуществляем слияние нашего собственного Эго с Божественной Любовью, и приводим свою волю в соответствие с Божественной Волей. Мы выразили свое желание, но предоставили проявление этого желания Его Воле, а не своей воле. Вот простой пример настоящей теургии. В теургии, если мы полагаем Божью Волю превыше нашей воли и приводим свою волю в равновесие с Божьей, нам нет необходимости всякий раз при изъявлении желания мысленно творить. Нам достаточно воззвать Его Именем и попросить того, чего мы желаем. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф. 7:9)

Приводя свою волю в равновесие с Волей Божьей, мы открываем свое сознание на встречу потоку Сознания Божественного. Часто случается, что мы приступаем к своим Работам, имея в уме заранее разработанный для них определенный план, а затем, уже в ходе Работ, действуем так, как и не могли помыслить до того, как переступили порог святилища. В теургии мы признаем свою роль посредников исполнения Божьей Воли. Так примером теургии является таинство Евхаристии в ходе обедни.

Инициатическая работа

Для занятий чистой и истинной теургией необходимо обладать знанием, силой и властью использовать эту силу. По праву рождения, все люди обладают Божественной силой: «В Нем была жизнь, и жизнь была Свет человеков» (Иоанн, 1:4). Правильно пользоваться этим Божественным правом означает, что человек должен уравновесить свое сознание в Божественном потоке, дабы пробудить спящего гиганта - свою внутреннюю Божественность («Христа в тебе, упование Славы»). Правильное равновесие в Божественном потоке достигается в ходе настоящей, истинной и правильно проведенной инициации, и такая инициация может быть получена только лично и только от того, кто является звеном единой и неразрывной посвятительной цепи. Первым звеном такой посвятительной цепи обычно является некто установивший на внутреннем уровне личный контакт для обретения инициатической силы. Принимая посвящение в теургическом ордене, например, в Мартинистском Ордене Розы+Креста, вы пробуждаетесь — и в вас начинает действовать ранее дремавшая Божественная сила, а вы сами становитесь истинным чадом Господним.

Недостатки магии

Основной недостаток магии заключается в том, что личное Эго в ней преобладает над всем, и главной задачей становится реализация личной воли: «Да будет воля моя!». Таким образом, магия раздувает Эго во имя получения источника энергии, а затем преобразует силу и энергию гипертрофированного Эго в волю, направляющую эти силу и энергию вовне. Ничего удивительного нет в том, что Сен-Мартен отвергал такую практику. Он знал, что, поскольку в магии задействуются личные преимущества человека как Творения Божьего, человек также должен принимать на свои плечи всю ответственность за результаты своих магических действий. Другими словами, в магии мы вызываем и принимаем действие кармических последствий, будь они хороши или плохи (обычно плохи). А поскольку «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,» (1 Кор.13:12, прим пер.) занятия магией всегда очень рискованны, поскольку магу трудно, практически невозможно, предсказать конечный результат.

Преимущества Теургии

Занимаясь теургией, с другой стороны, посвященный теург, которому известна эта тайна, использует метод совершенного слияния своей личной воли с Волей Божьей, дабы это волевое единство гарантированно привело к обретению нужного результата, ибо Божья Воля сбудется как бы то ни было. Согласно законам древней и истинной теургии, как она преподаетеся в Мартинистском Ордене Розы+Креста, Совершенное Господне Видение неизмеримо превосходит несовершенное видение человеческое, ибо «пути Господа - прямые». Соотносится ли это утверждение с понятием кармы? Конечно! И это хорошая карма, ведь ничего, кроме блага, не может быть результатом реализации Воли Божьей. Таков истинный смысл заповеди нашего Учителя: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Бог и Космос

Означает ли это в таком случае, что, если мы завершаем визуализацию формулой «Если это понравится Космическим силам, да будет так», — то мы занимаемся теургией? Нет! Термин, «космические силы», в первую очередь, не включает в себя Бога. Для иллюстрации данного отличия, рассмотрите такую аналогию: подумайте о себе как о «космическом феномене», а обо всей Вселенной — как о Боге. Вы видите, что в рамках данной аналогии Бог включает в Себя вас, но вы не включаете в себя Бога.

Но между этими терминами существует и иное, значительно более важное различие. Термин «космические силы» предполагает некую холодную, бездушную, неизмеримо отдаленную от нас безличность, деперсонифицированную совокупность организованных сил , нечто наподобие электрогенератора — источника энергии, который может быть использован как во благо, так и во зло, в зависимости от воли того, кто управляет им. В то же время понятие Бога предполагает личность, разум (а ведь именно таково изначальное значение греческого слова «Нус») и чувство. Для занятий магией необходимо всего лишь воззвать к бездушному и бесчувственному Космосу. Для занятий теургией необходимо осознать существование неизмеримо большей Воли, более могучего Разума и великой Души, в которые вы стремитесь проникнуть. Истинные мартинисты работают с Богом, а не просто прибегая к использованию космических сил.

Сен-Мартен и Теургия

Теперь же рассмотрим, как видел теургию сам Сен-Мартен. Сен-Мартен считал ритуальные теургические действа Избранных Коэнов Паскуалли необязательными «для нахождения Бога». Сами ритуалы Избранных Коэнов почти полностью утрачены, однако очень малая часть манускриптов сохранилась. Судя по ним, Паскуалли пользовался церемониальной магией, крайне похожей на ритуалы, которые можно обнаружить в средневековых гримуарах. И хотя сам Паскуалли называл свои операции «теургическими», фактически они таковыми совершенно не являлись. Магия Избранных Коэнов была не более чем обыкновенной средневековой магией, и Паскуалли, несмотря на свой изрядный гений, не владел терминологией и ошибочно называл ее «теургией». Потому и Луи-Клод де Сен-Мартен путал эти два термина и ошибочно называл магию «теургией», ибо именно так учили в его «первой школе» (как он называл Избранных Коэнов).

Но преподавал ли и использовал ли сам Луи-Клод де Сен-Мартен подлинную Теургию? Ответ — да. Однако он пользовался для ее описания другим термином — «Божья магия (магизм)». Вот что говорится в одном из его писем барону Кирхбергеру:

«В нашей первой школе было кое-что ценное. Я даже склонен думать, что Паскуалли владел действенным ключом ко всему тому, что наш дорогой Бёме открывает своими теориями. Из всего этого следует, что можно создать совершенное сочетание, поженив нашу первую школу с нашим другом Беме. Именно над этим я работаю, я откровенно признаюсь Вам, я нахожу новобрачных так отлично подходящими друг другу, что ничего более совершенного и представить себе не могу».
(Письмо XCII, июль 1896 г., Теософская корреспонденция)

Что Сен-Мартен имеет в виду, говоря о «женитьбе их первой школы с их другом Беме»? Это просто: действенный ритуал должен соединиться для человека, совершающего его, с верным пониманием Божественной философии, а ведь именно этим занимается настоящая теургия. Давайте рассмотрим также и следующие утверждения из книги Сен-Мартена «Человек: его истинная природа и служение»:

«Все эти понятия указывают на один и тот же термин: Божественный Магизм, охватывающий все вещи, наполняющий все сущее, проникающий во все сущее. Если люди направляют свои упования в том направлении, где вероятно действие этого магизма, в таковом случае они всенепременно вскоре окажутся у одного из его потоков, который будет отличен от других, но все так же будет происходить от Бога.»

«Тот же самый закон положен тебе, Духовный Человек, для распоряжения наследием твоим, как служителю Истины. Ты и есть Господня Земля, ты исполнитель Божественной Воли во Вселенной. Он посылает тебе сие повеление, желая при этом, дабы ты использовал все силы свои во имя его исполнения, но предостерегая, что строго взыщет по результатам исполнения Своей Воли, коия состоит только и исключительно в восстановлении порядка, мира и жизни в той части Его Царства, коию Он доверил твоим заботам. Эта работа и есть Магизм Божий и свершение молитв. Когда Он таким образом ниспосылает тебе желание или жажду какого-либо рода, Он не только принимает тебя в Свои советники, но и привносит в тебя самого Свой совет, и пробуждает внутри тебя высочайшие и славнейшие цели Мудрости Своей; Он зачинает в тебе те самые отношения, в каких Он Сам состоит со всем ущербным и несовершенным, а также наделяет всем необходимым для его исправления и восстановления, то есть Он наделяет тебя, из глубин Славы Своей, средствами для исполнения Воли Его. В сей-то работе и заключается вся полнота молитвы, поскольку именно так действует Божественный порядок, переходящий и к тебе».

Таким образом, очевидно, что Сен-Мартен верил в сочетание применения сил человеческих (что также видел он у Избранных Коэнов) с использованием возвышенной мистической философии Бёме, что и является, по сути своей, настоящей Теургией.

Теургия и Мартинизм

Нет никаких сомнений в том, что Сен-Мартен занимался Теургией и обучал ей, и в том, что она представляет собой тайную Традицию, которая передается в Мартинистском Ордене Розы+Креста (главным образом известном под аббревиатурой «R+CMO»), а также и во всех истинных ветвях Мартинистского Ордена. Организация, представляющая себя как одну из ветвей Мартинистской традиции, и не обладающая Традицией истинной Теургии, и не передающая данную Традицию своим Посвященным, не наделяет их силою для того, чтобы они исполняли ту работу, которую предписывал своим последователям Сен-Мартен, и которая суть «распоряжение наследием твоим, как служителя Истины».

Если мартинист не владеет традицией теургии, как он (или она) могут следовать закону Божьему, как описал его Сен-Мартен, которой заключается в «восстановлении порядка, мира и жизни в той части Его Царства, коию Он доверил твоим заботам». Могут ли «порядок, мир и жизнь» восстановиться от того, что о них просто станут беседовать? Могут ли «порядок, мир и жизнь» быть восстановлены всего лишь от того, что некто Посвящает (даже если и обладает этим правом в действительности), а потом просто приглашает свежеиспеченного мартиниста посетить лекции? Нет! Как человек действия, Сен-Мартен понимал, что «Он посылает тебе сие повеление, желая при этом, дабы ты использовал все силы свои во имя его исполнения, но предостерегая, что строго взыщет по результатам исполнения Своей Воли». Настоящий мартинист понимает, что одними лекциями сыт не будешь. Истинный мартинист понимает, что работа по Воссоединению не свершается одними лишь только разговорами, но также и посредством чистой и истинной теургии.

Настоящий мартинизм и теургия

Истинный Мартинистский Орден воспитывает мартинистов-теургов, которые следуют в своих теургических действах завету Сен-Мартена восстанавливать порядок, мир и жизнь». Мартинистский Орден, отрицающий теургию, или же тот факт, что Сен-Мартен практиковал теургию и наставлял в ней своих учеников, не просто расписывается в собственном незнании сочинений Сен-Мартена, но и не способен передать необходимейшую Теургическую Традицию своим посвященным. Подобный ущербный мартинистский орден должен осознать свой недостаток, заключающийся в отказе от работ по Реинтеграции и вспомнить слова Сен-Мартена о том, что Бог «строго взыщет по результатам исполнения Своей Воли». Мартинистский Орден Розы+Креста никогда не отказывает своим посвященным в ознакомлении с полной и совершенной мартинистской традицией, а традиция эта включает в себя в качестве неотъемлемой части также и учение Сен-Мартена о теургии.

Заключение

Поэтому мы отвечаем самими словами Сен-Мартена: поскольку Мартинистский Орден Розы+Креста (The Rose+Croix Martinist Order) ® ("The R+CMO") это аутентичный мартинизм, то это и Теургический Орден, который принимает «эту задачу» работы по Реинтеграции, желая «использовать все силы свои во имя ее исполнения».


ПРИМЕЧАНИЕ: Мартинистские книги, которые были упомянуты здесь, а также и другие мартинистские материалы, можно получить в Мартинистской Информационной Службе (Martinist Information Service). Пожалуйста, напишите для получения бесплатного каталога, и обязательно приложите конверт с марками со своим адресом.

The Rose+Croix Martinist Order
®
(The R+CMO)3620 W. 10th St. B-150 Greeley, Colorado 80634-1853 United States


Rectificus, S::: I::: I:::, XI/V, Старец круга No 8, Мартинистский Орден Розы+Креста

Перевод на русский — S:::I::: Gladius Dei

© Древний Орден Мартинистов - Мартинезистов