вторник, 26 июля 2011 г.

Происхождение суфизма


Традиция гласит, что суфии существовали во все времена и во всех странах. Суфии как таковые и под тем же именем существовали и до Ислама, но если было название для последователей учения, то само учение названия не имело. Английское слово "суфизм" образовано от латинского "суфизмус". В 1821 году это слово было латинизировано одним немецким ученым, и теперь уже почти полностью натурализовалось в английском языке. До того употреблялось слово "тасаввуф", обозначавшее состояние, практику или положение суфия. Это является одной из причин, по которым суфии не пользуются одним постоянным термином для обозначения своего учения. Они называют его наукой, искусством, знанием, Путем, племенем и даже сложным термином нафсанийат-аль-инсанийат, который можно перевести как психоантропология, но они не называют его суфизмом. 

Суфизм называют разными именами в зависимости от того, о каком аспекте деятельности суфия идет речь в данный момент. Так, например, можно встретить термин "ильм-аль-ма'рифат" (наука Познания) или "аль-'ирфан" (гностицизм), а организованные ордена или группы чаще всего называют "тарика". Подобным же образом суфиев называют Искателями, Опьяненными, озаренными, добрыми, Друзьями, Близкими, дервишами, Факирами (смиренными, нищими духом) или Каландарами, познавшими (гностиками), мудрыми, влюбленными, эзотеристами. Поскольку суфизм без суфиев не существует, это слово, прежде всего, применяется по отношению к людям, и его нельзя рассматривать как абстрактную форму. Т. о., суфизм включает в себя самих суфиев и активную практику. Это слово не может служить каким-нибудь теоретическим описанием Пути Суфиев. Не существует теоретического или интеллектуального суфизма.

Профессор Е. Дж. Броун пишет: "Даже настоящие суфии во многом отличались друг от друга, т. к. их система была сугубо индивидуальной и мало расположенной к пропаганде. Полностью развитый ариф (познавший или адепт) преодолевал многие ступени и проходил долгий курс обучения под руководством различных пиров и муршидов (духовных наставников), прежде чем обретал ирфан (познание), с точки зрения которого каждая существующая религия является более или менее верным отражением великой и лежащей в основе всего Истины, с которой он в конечном итоге вступил в контакт. Он не считал ни возможным, ни желательным передавать свое понимание этой Истины никому, если не считать тех немногих, кто, благодаря такой же подготовке, был способен к ее восприятию".

"Если бы бабочка могла думать, она могла бы поверить в то, что пламя свечи является желательным для нее, ибо оно кажется олицетворением совершенства. Пламя - это порождение воска, фитиля и искры, с помощью которой оно было зажжено. Что ищут люди, пламя или саму искру? Понаблюдайте за бабочкой. Ее судьба - погибнуть в пламени - скрыта от нее, но очевидна для тебя" ("Язык немых").

Наиболее известны/публичны суфийские тарикаты/ордена связанные с исламом. Но по мнению суфиев, возможно что не всех, ислам всего лишь "оболочка" суфизма потому что суфизм считают тайным учением всех религий. Суфизм (считается) как тайное учение родился задолго до возникновения ислама. Считается, что суфия можно встретить и среди христиан, и среди иудеев. Но немусульманские организации вынуждены использовать скрытый символический язык, также принятый за основу и у мусульманских суфиев, чтобы замаскировать свое отношение к суфизму. Ведь даже ортодоксальные мусульмане считают суфийские организации слишком близкими к ереси. Мусульманским суфиям удалось оградить себя от обвинений в ереси благодаря усилиям Аль-Газали, известного в Европе под именем Альгазель и признанного высшим авторитетом мусульманского мира в вопросах теории. Аль-Газали примирил религиозные мифы Корана с рационалистической философией, заслужив тем самым титул "Опора Ислама". По мнению суфиев среди них были зороастрийские, христианские, буддийские и другие священники; суфиями были представители самых разных национальностей: персы, греки и арабы, египтяне, испанцы и англичане.

Одно из суфийских высказываний гласит: "Место коврика вашей гостиной на полу вашего дома, а не в Монголии, где он, возможно, был соткан”.

"Цепь передачи" суфийских школ может восходить по одной линии к Мухаммаду, а по другой - к пророку Илье. Один из самых почитаемых суфийских мастеров VII в. Увайс (эль-Карни), никогда не встречался с Мухаммадом но он жил в Аравии в это же время и пережил его. Говорят, что слово "суфий" было уже в употреблении до того, как пророк Мухаммад стал проповедовать свое учение ("Китаб аль-Люма"). Арабские суфии включают в цепь передачи имена Гермеса, Мухаммада, Джабира.

Ощущение единства проявляет себя, когда люди приравнивают друг к другу богов разных народов, уподобляя, например, Меркурия Гермесу, а Гермеса - Тоту. Именно эту теорию суфии и считают своей традицией, не ограничивая ее при этом только областью религии.

"Я язычник; я молюсь на алтаре иудеев; я идол йеменца, в действительности являющийся храмом огнепоклонника; я священнослужитель магов; внутренняя реальность скрестившего ноги брахмана, пребывающего в размышлении; кисть и цвет художника; подавленная, но могучая личность того, кто глумится над религией. Одно не вытеснит другого - если один огонь поднести к другому, они сольются в "пламенность". Вы подносите факел к свече, а потом заявляете: "Смотрите! Я уничтожил пламя свечи!" (Ишан Кайзер. "Речь мудрецов").

(c) Timoti, 2011