воскресенье, 21 августа 2011 г.

Ислам того времени

Как-то в одной из статей христианского священника я встретил фразу: “Евангелие описывает не то, как нам жить, а то, как жил и каков был Иисус”. И ведь правда, зачем “плодить сущности” когда мы говорим об историческом процессе? А Ислам очень хорошо вписывается в вполне реалистичный исторический контекст.

Иудеи ждут Машиаха (Мессию), христиане говорят, что он уже приходил как Иисус, хотя споры о том был ли исторически Иисус или не был, все еще продолжаются, а вот историческая реалистичность Муххамада никем не отвергается. Это реально существовавший человек, проживший очень реальную жизнь.

Дата рождения Муххамада не является точным знанием. Существуют несколько версий: - 20 или 22 апреля 571 года или 570 года или 569 года. Место рождения Мекка. Дата смерти определена однозначно – 8 июня 632 года, Медина. Муххамад жил в среде арабских племен. По происхождению он принадлежал к племени Курайш, клан Хашим. Воспитание он получил стандартное для той среды обитания. Детство провел среди кочевого племени бедуинов и по мере взросления начинал свою собственную коммерческую деятельность в качестве наемного специалиста в торговых делах. Пришлось ему, как и всем в том арабском мире, принимать участие в военных операциях.

В 25 лет Муххамад женился на Хадидже, богатой женщине из племени Курайш, которая занималась торговлей. В результате из наемного рабочего он стал владельцем “торгового предприятия”.

В 40 лет Муххамад стал заниматься аскетическими практиками, он стал уединяться в пещере на горе Хира и начал видеть вещие сны. Этот же период относится к появлению первых аятов Корана.

В 613 году Муххамад стал открыто проповедовать Ислам, призывая вступать арабов в умму – мусульманскую общину. Арабские племена не приняли проповедь Муххамада и с этого момента началось противостояние Ислама и всего остального мира. Мусульманская община на тот момент была малочисленна и не могла выстоять против арабских племен. В 615 году мусульманская община переселилась в Эфиопию. Но Муххамад, богатый купец, остался в Мекке. В 619 году Муххамад обратился за поддержкой к племени Сакиф, которое располагалось в 50 милях от Мекки. Но его и его проповедь отвергли.

В 622 году Муххамад переселяется из враждебной ему Мекки в Медину, где, наконец, получает поддержку. С 624 года начинаются походы мусульман против племени Курайш. Целью походов было завоевание Мекки.

К 632 году, году смерти Муххамада, мусульмане захватили весь Аравийский полуостров, а после его смерти продолжатели дела Муххамада, Халифы, продолжили завоевания других стран.

Основными документарными свидетельствами Ислама являются Коран и Хадисы. Хадисы являются историями о жизни Муххамада и его сподвижников передающимися по цепочке и имеющими источником кого-либо из современников и последователей Муххамада. Коран, считается, был передан Муххамаду ангелом Джабраилом (Гавриил) по частям в течение 23 лет. Но Коран был записан даже не самим Муххамадом, а его секретарями. Коран содержит 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют Мекканские и Мединские суры. Мекканские суры, в большей своей степени, описывают основу учения, а Мединские суры социальные, экономические вопросы, проблемы права, семейные отношения и т. п.

Таким образом, вполне вероятной причиной развития текстов Корана является желание Муххамада построить определенную модель поведения людей, которые последуют за ним. В Исламе есть много мистически-магического, но там же есть много и обычного житейского. Вот только то житейское нужно рассматривать с точки зрения той среды где жил Муххамад, а не той, что сложилась сейчас, включая и чисто мусульманские страны.

Возьмем, к примеру, призывы к Джихаду. Да, Ислам очень агрессивное учение. Муххамада практически изгнали из родного племени, из родного города. Его последователи подвергались гонениям. Гордый дух кочевника не мог этого простить. Желание укрепить свою власть почти врожденное свойство арабских кочевников. Так появился Джихад. «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4.74). «A кoгдa вы вcтpeтитe тex, кoтopыe нe yвepoвaли, тo - yдap мeчoм пo шee; a кoгдa пpoизвeдeтe вeликoe избиeниe иx, тo yкpeпляйтe yзы» (Коран 47.4). Убийство неверного не является грехом, а даже наоборот. «О Пророк! Бopиcь c нeвepными и лицeмepaми и бyдь жecтoк к ним» (Коран 9.73). «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобоязненными!» (Коран 9.123). «А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах - прощающий, милосердный!»!» (Коран 9.5).

Так кто такие неверные и кто такие безбожники? Ислам различает три типа неверующих: неверные – это все кто не верует в Ислам, многобожники – это по сути те самые арабы из племени Курайш, а люди писания – это иудеи и христиане. Так на кого обрушил свой гнев Муххамад? На многобожников. Призывы к борьбе в Коране есть ни что иное как призывы к войне с арабскими племенами не признающими Ислам и не поклонившихся Муххамаду. А уж потом все было домыслено до мирового масштаба, но уже не Муххамадом.

Еще одним доказательством того, что Коран написан именно для тех арабов и именно того времени может служить описание вознаграждения мусульман после их смерти. Вознаграждение – это богатство, женщины и отдых.

“Эти - для них сады вечности, где внизу текут реки; Они украсятся там в браслеты из золота и облекутся в одеяния зеленые из атласа и парчи, возлежа там на седалищах. Прекрасна награда, и хорошо убежище!” (Коран 18.31).
“Поистине, Аллах введет тех, которые уверовали и творили благое, в сады, где внизу текут реки. Разукрашены они там будут браслетами из золота и жемчугами, и одеяние их там - шелк”(Коран 22.23).
“Это - напоминание, а ведь у богобоязненных хорошее пристанище - сады вечности с открытыми для них вратами; лежа там, они требуют многие плоды и питье. И у них есть с потупленными взорами, ровесницы. Вот что вам обещано для расчета!” (Коран 38.49-53).
“Войдите в рай, вы и ваши жены, будете ублажены! Их будут обносить блюдами из золота и чашами; в них - то, что пожелают души и чем услаждаются очи. И вы в этом пребудете вечно! И этот сад, который дан вам в наследство за то, что вы совершили. Вам здесь - многие плоды, которые вы будете есть”(Коран 43.70-73).

Но кроме бытовой стороны Коран содержит в себе и мистические корни. Не вызывает сомнения, что Муххамад был знаком с магией. Его практика аскезы, разнообразные высказывания на тему запрета магии, прямое упоминание возможности использования Имен Бога и джинны говорят о том, что Мир Муххамада включал в себя знания о магии.

Приверженцев Ислама называют мусульманами, т.е. “покорными”, “примирившимися”. Это те люди, которые стали под знамена Муххамада. Магия и различные предсказательные практики были распространены в то время довольно хорошо. Но что есть предсказание? Предвидение автоматически включает желание попробовать изменить будущее в лучшую сторону. А Муххамад говорит, что Аллах создал Мир и заранее расписал все что происходило и все что будет происходить. Т.е. Муххамад проповедовал фатализм, который приводит к покорности. А если дать слабину в виде предсказаний и магии, то возникшее искушение может лишить покорности его последователей, сбить их с истинного пути.

Тем не менее, Муххамад ввел, вернее сохранил, веру в то, что параллельно с людьми на земле живут такие создания, как джинны. Джинны созданы из огня, невидимы обычным зрением, обладают многими сверхъестественными способностями. Джинны были созданы даже раньше, чем человек. Джинны так же как и люди делятся на верующих в Аллаха правоверных и неверных. Муххамад дал Коран не только людям, он принес его и джиннам. Вот так вот существа, которые на востоке неразрывно связаны с магией, оказываются напрямую связанными с Муххамадом. Вот вам и запрет магии.

В Коране прямым текстом говорится об Именах, которым Аллах научил Адама. Это именно те имена, которые дают власть, власть магическую. И очень многое из мистического наследия Ислама связанно с Именами Аллаха.

Одним из серьезных расхождений Ислама с иудаизмом и христианством является концепция души. Душа (Нафс) по Исламу это то, что принадлежит человеку. Душа – это то, что стремится к плохому. “Я не оправдываю свою душу, - ведь душа побуждает ко злу, если только не помилует Господь мой. Поистине, Господь мой прощающ. милосерд!” (Коран 12.53). И одним из основных занятий мусульманина должно быть очищение души. А для этого даны предписания в молитве. Каждый мусульманин обязан молиться минимум пять раз в день, в специально предписанное время. Во время молитвы совершается ряд ритуальных движений, принимаются специальные положения тела. Все это, если приглядеться, выглядит как комплекс психофизиологических упражнений, призванных вызвать у молящегося ИСС (измененное состояние сознания). Таким образом, учение Муххамада заставляло последователей Ислама заниматься мистическим поиском через ежедневную многократную практику.

Наверное суфии были единственными приемниками Муххамада. Дальнейшее развитие идеи Ислама привело к тому, что мы сейчас видим с экранов телевизоров. И только суфии сохранили правильное понимание исторического процесса 570-632 годов. Ислам религиозный говорит о шариате, описывающем совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм, как об одной из основ жизни. Но суфии говорят о шариате как о первой ступеньке. Т.е. выполнение норм шариата обязательный шаг к познанию истины, но это только первый шаг.

В любом случае, Ислам современный – это совсем не тот Ислам, что был при Муххамаде. Даже Коран уже не тот. Во время жизни Муххамада Коран так и не был собран в единое издание. Различные суры Корана были разбросаны между разными людьми – “носителями Корана”. В 632-634 годах, уже после смерти Муххамада, Халиф Абу-Бекр поручил Зейду собрать отрывки Корана в единое издание. Но существовало большое количество устных версий, которые вносили разночтение одних и тех же текстов. В 650 году Халиф Осман постановил считать единственно верной редакцией Корана сборник Зейда на курайшитском наречии. Зейд написал четыре копии Корана, одна из которых осталась в Медине, а три остальные были отправлены в Куфу, Басру и Дамаск. Записи Корана не соответствующие этим четырем копиям было приказано отбирать и сжигать.

Вот так и живет современный Ислам на основе четких предписаний для кочевников 500-600-х годов. Поэтому и кажутся полные предписания шариата настолько диким для современных образованных людей. Ведь они устарели на полторы тысячи лет.

(c) Timoti, 2011