воскресенье, 31 июля 2011 г.

Суфийские манипуляции с буквами

Каждая буква арабского алфавита наделена богатым символическим значением. Она может ассоциироваться с небесным телом, зодиакальным знаком, цветом, днем недели, определенной фазой луны. Эта система представлена в сочинениях Ибн ‘Араби, классифицировавшего всю Вселенную с помощью букв. Буквы расположены в особом порядке, который позволяет совместить знаки зодиака с лунными фазами и планетарным циклом.
Также, буквы алфавита имеют особое значение где каждая из них устойчиво ассоциируется с тем или иным образом. В персидском языке буквам приписывается ряд специфических магических значений, отличных от распространенных в суннитской среде.

Илм ал‑Хуруф
Илм ал‑Хуруф основана на использовании тайных свойств букв арабского алфавита, а также имен Аллаха (ал‑асма’ ал‑хусна) и ангелов, образованных этими буквами. Используются три основных метода:
- гематрия (хисаб ал‑джуммал), т. е. способ оперирования числами, представленными буквами;
- применение особых свойств, исконно присущих буквам (‘илм ал‑хавасс);
- астрологический метод (киранат), который заключается в использовании особой связи между буквами и небесными телами при изготовлении талисманов.

Симийа’
Буквы алфавита в магическом значении могут обозначаться термином симийа’, который в более широком смысле обозначает «знак, символ». Ибн Халдун (732—784/1332—1382) определял этим словом «науку о секретных возможностях букв», ограничивая тем самым использование термина, которое изначально распространялось на всю науку по изготовлению талисманов. Именно в таком узком значении симийа’ понималась отдельными суфийскими школами, которые декларировали свою возможность контролировать объекты материального мира с помощью знания тайных свойств букв, составляющих их названия. Ибн ‘Араби, ал‑Буни (ум. 622/1225), а также его последователи придерживались мнения о том, что буквы являются ключом к изначальным секретам творения и энтелехии (активное начало) Божественных имен. Энтелехия исходит от духа небесных сфер, и тайные силы, присущие буквам, активно действуют в самих именах.

Джадвал
Под этим термином понимаются геометрические фигуры, с вписанными в них знаками, обладающими чудодейственными свойствами. В качестве таких знаков могут выступать буквы, цифры, особые магические формулы, Божественные имена, имена ангелов и демонов, названия небесных тел и дней недели, а также выдержки из Корана (суры «Фатиха» и «Йа’ Син», т. н. «тронный стих», таинственные буквы, открывающие некоторые суры (фаватих) и др.). При этом учитывались не только качества, изначально присущие самим знакам, но и особые свойства, сформированные различными их комбинациями.
Такие фигуры использовались самыми разнообразными способами: бумагу, на которой они написаны, могли сжигать, вдыхая образовавшийся дым, написанное могли смывать водой, которую затем выпивали, или же они наносились на талисман, охранявший владельца.

Хуруфиййа
Хуруфиййа – эзотерическое направление в Исламе, возникло в Иране в конце 14 века. Основатель – суфийский аскет Фадл Аллах Астарабади (740/1340-796/1394). Особое внимание он уделял интерпретации снов и развивал учение об эзотерическом значении букв арабского алфавита. Основные богословские идеи построены на концепции эманации.

По материалам сайта "Мусульманская каллиграфия"