Каждая буква арабского алфавита наделена богатым символическим значением. Она может ассоциироваться с небесным телом, зодиакальным знаком, цветом, днем недели, определенной фазой луны. Эта система представлена в сочинениях Ибн ‘Араби, классифицировавшего всю Вселенную с помощью букв. Буквы расположены в особом порядке, который позволяет совместить знаки зодиака с лунными фазами и планетарным циклом.
Также, буквы алфавита имеют особое значение где каждая из них устойчиво ассоциируется с тем или иным образом. В персидском языке буквам приписывается ряд специфических магических значений, отличных от распространенных в суннитской среде.
Илм ал‑Хуруф
Илм ал‑Хуруф основана на использовании тайных свойств букв арабского алфавита, а также имен Аллаха (ал‑асма’ ал‑хусна) и ангелов, образованных этими буквами. Используются три основных метода:
- гематрия (хисаб ал‑джуммал), т. е. способ оперирования числами, представленными буквами;
- применение особых свойств, исконно присущих буквам (‘илм ал‑хавасс);
- астрологический метод (киранат), который заключается в использовании особой связи между буквами и небесными телами при изготовлении талисманов.
Симийа’
Буквы алфавита в магическом значении могут обозначаться термином симийа’, который в более широком смысле обозначает «знак, символ». Ибн Халдун (732—784/1332—1382) определял этим словом «науку о секретных возможностях букв», ограничивая тем самым использование термина, которое изначально распространялось на всю науку по изготовлению талисманов. Именно в таком узком значении симийа’ понималась отдельными суфийскими школами, которые декларировали свою возможность контролировать объекты материального мира с помощью знания тайных свойств букв, составляющих их названия. Ибн ‘Араби, ал‑Буни (ум. 622/1225), а также его последователи придерживались мнения о том, что буквы являются ключом к изначальным секретам творения и энтелехии (активное начало) Божественных имен. Энтелехия исходит от духа небесных сфер, и тайные силы, присущие буквам, активно действуют в самих именах.
Джадвал
Под этим термином понимаются геометрические фигуры, с вписанными в них знаками, обладающими чудодейственными свойствами. В качестве таких знаков могут выступать буквы, цифры, особые магические формулы, Божественные имена, имена ангелов и демонов, названия небесных тел и дней недели, а также выдержки из Корана (суры «Фатиха» и «Йа’ Син», т. н. «тронный стих», таинственные буквы, открывающие некоторые суры (фаватих) и др.). При этом учитывались не только качества, изначально присущие самим знакам, но и особые свойства, сформированные различными их комбинациями.
Такие фигуры использовались самыми разнообразными способами: бумагу, на которой они написаны, могли сжигать, вдыхая образовавшийся дым, написанное могли смывать водой, которую затем выпивали, или же они наносились на талисман, охранявший владельца.
Хуруфиййа
Хуруфиййа – эзотерическое направление в Исламе, возникло в Иране в конце 14 века. Основатель – суфийский аскет Фадл Аллах Астарабади (740/1340-796/1394). Особое внимание он уделял интерпретации снов и развивал учение об эзотерическом значении букв арабского алфавита. Основные богословские идеи построены на концепции эманации.
По материалам сайта "Мусульманская каллиграфия"
Также, буквы алфавита имеют особое значение где каждая из них устойчиво ассоциируется с тем или иным образом. В персидском языке буквам приписывается ряд специфических магических значений, отличных от распространенных в суннитской среде.
Илм ал‑Хуруф
Илм ал‑Хуруф основана на использовании тайных свойств букв арабского алфавита, а также имен Аллаха (ал‑асма’ ал‑хусна) и ангелов, образованных этими буквами. Используются три основных метода:
- гематрия (хисаб ал‑джуммал), т. е. способ оперирования числами, представленными буквами;
- применение особых свойств, исконно присущих буквам (‘илм ал‑хавасс);
- астрологический метод (киранат), который заключается в использовании особой связи между буквами и небесными телами при изготовлении талисманов.
Симийа’
Буквы алфавита в магическом значении могут обозначаться термином симийа’, который в более широком смысле обозначает «знак, символ». Ибн Халдун (732—784/1332—1382) определял этим словом «науку о секретных возможностях букв», ограничивая тем самым использование термина, которое изначально распространялось на всю науку по изготовлению талисманов. Именно в таком узком значении симийа’ понималась отдельными суфийскими школами, которые декларировали свою возможность контролировать объекты материального мира с помощью знания тайных свойств букв, составляющих их названия. Ибн ‘Араби, ал‑Буни (ум. 622/1225), а также его последователи придерживались мнения о том, что буквы являются ключом к изначальным секретам творения и энтелехии (активное начало) Божественных имен. Энтелехия исходит от духа небесных сфер, и тайные силы, присущие буквам, активно действуют в самих именах.
Джадвал
Под этим термином понимаются геометрические фигуры, с вписанными в них знаками, обладающими чудодейственными свойствами. В качестве таких знаков могут выступать буквы, цифры, особые магические формулы, Божественные имена, имена ангелов и демонов, названия небесных тел и дней недели, а также выдержки из Корана (суры «Фатиха» и «Йа’ Син», т. н. «тронный стих», таинственные буквы, открывающие некоторые суры (фаватих) и др.). При этом учитывались не только качества, изначально присущие самим знакам, но и особые свойства, сформированные различными их комбинациями.
Такие фигуры использовались самыми разнообразными способами: бумагу, на которой они написаны, могли сжигать, вдыхая образовавшийся дым, написанное могли смывать водой, которую затем выпивали, или же они наносились на талисман, охранявший владельца.
Хуруфиййа
Хуруфиййа – эзотерическое направление в Исламе, возникло в Иране в конце 14 века. Основатель – суфийский аскет Фадл Аллах Астарабади (740/1340-796/1394). Особое внимание он уделял интерпретации снов и развивал учение об эзотерическом значении букв арабского алфавита. Основные богословские идеи построены на концепции эманации.
По материалам сайта "Мусульманская каллиграфия"