суббота, 30 июля 2011 г.

Братья чистоты и друзья верности - Ихван ас-сафа ва хулан ал-вафа

“Братья чистоты и друзья верности” или “Басрийские братья” являлись тайной группой, приобретшей известность благодаря 52 трактатам, опубликованным в Басре около 980 г. 14 трактатов по математическим наукам и логике, 17 трактатов по естествознанию, 10 трактатов о душе и разуме, 11 трактатов о божественных законах и шариате. Цель этой школы заключалась в том, чтобы сделать доступными для людей все современные знания. Их обвиняли в том, что они занимались магией. Их, также, считали хранителями внутреннего знания. Личности этих авторов не были установлены, но их связь с суфиями не вызывает никаких сомнений.

Трактаты «Братьев чистоты» охватывают математику (свойства чисел, геометрия, астрономия), географию, музыку, логику, физику, теологию. Специфическим элементом философии «Братьев чистоты», является широкое использование пифагорейских идей, особенно символики чисел.

«Братья чистоты» описали концепцию эманации… Из Единого (Творца, Бога) проистекает Мировой разум, затем Мировая душа, затем “первая” материя. Эти четыре сущности образуют высшую ступень иерархии бытия. Среднюю ступень составляют «природа» и абсолютное тело («универсальная», или «вторая» материя), способное принимать три измерения. Низшую ступень представляют небесные сферы с семью светилами, четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь) и состоящие из них «порождения» – минералы, растения и животные. «Братья чистоты» подробно иллюстрируют связи между строением Вселенной и человеческим телом.

«Братья чистоты» считали, что символы скрывают неопределимого и непостижимого Бога, свидетельствуя о совечности мира Богу: сколько существует Бог (а он извечен), столько существуют и проистекающие от него Мировой разум и Мировая душа, первая материя, вторая материя, небесные сферы и подлунный мир. В этой иерархии творения Бог является только номинальным порождающим началом. Подлинные творцы мира – Мировой разум и Мировая душа. Сотворенный ими мир обретает самостоятельность и существует уже по собственным законам причинности, независимо от божественной воли.

Знай, брат мой, да поспешествует Аллах тебе и нам духом, от него исходящим, что сущность твоя от звезд, спустившись (в день чистой воды) зачатья, как следует из послания нам, в небеса устремится после смерти душа, для которой расставание с телом неизбежно - ведь из праха (глины) создано тело и в прах обратится после смерти. Знай, о брат мой, да поспешествует Аллах тебе и нам духом, от него исходящим, что эта жизнь - существование воплощенных душ вплоть до смерти, которая есть расставание - сходная с периодом нахождения плода в лоне матери с момента зачатия и до рождения. Знай, о брат мой, да поспешествует Аллах тебе и нам духом, от него исходящим, что смерть - не что иное, как расставание души с телом, так же как и рождение - не что иное как расставание плода с утробой матери. Иисус сказал, мир ему: "Кто не родился дважды - не вознесется в рай". И сказал Иисус, да будет Он славен, описывая праведников: "Знают они лишь первую смерть". И это есть расставание души с телом, происходит это однажды на условии, о котором уже говорилось. Счастливы те, о ком сказал он (пророк). И сказали они (суфии): "Слава Аллаху, который нас направил. Мы не были бы на правильном пути, если бы не руководство Аллаха. Принесли нам истину посланцы Бога нашего". Что же касается нечестивых, то они желают возвращения в этот мир, обретения плоти еще раз, умирают они не однажды. Сказали они (суфии): "Господи наш, умертвил Ты нас дважды и воскресил дважды. Признались мы в грехах своих. Есть ли путь избавления?" Да спасет тебя Аллах от участи этих несчастных. Все мы и все братья нашей веры должны быть послушны в поклонении.
(с) о действительности мелодий небесных сфер

(c) Timoti, 2011