суббота, 23 июля 2011 г.

РейКи - что это?

В настоящее время практически все люди, так или иначе, интересующиеся эзотерикой, целительством или энергетическими практиками слышали о РейКи. За пределами Японии появилось очень много людей практикующих РейКи, имеющих ту или иную ступень инициации в РейКи, появилось множество различных направлений РейКи. Но попробуйте попросите Мастера РейКи объяснить что же это такое и как оно работает и сразу становится понятно, что никто не может этого объяснить. В этой статье я хочу попробовать высказать свою собственную версию того, чем же является РейКи и как оно работает.

Во первых, пройдемся по более-менее достоверным фактам.
1. Основателем системы РейКи является японец Микао Усуи.
2. Однажды Микао Усуи отправился на гору Курамаяма, где испытал озарение. И с этого момента началась известная история распространения РейКи по всему миру.
3. Микао Усуи провозгласил пять принципов РейКи, которые легли в основу мировоззрения практикующих.
4. Обучение РейКи строится по принципу инициации (прямой передачи) человека в ту или иную ступень РейКи.
5. Исцеление происходит не за счет личной силы человека, а за счет потока внешней энергии.

Во вторых, рассмотрим основное популярное объяснение что такое РейКи.
РейКи рассматривается как некая космическая/жизненная энергия. Эта энергия заполняет все космическое пространство. В японском языке иероглиф "Рей" означает святой, дух, тайна, дар, дух природы или невидимый дух, а иероглиф "Ки" означает энергию, природное явление, талант и чувство. Обычно слово Рейки переводят как "универсальная жизненная энергия". Рей-Ки, как энергию, сравнивают с Праной, Ци и т.п., а как систему управления энергией - с Цигун.

В третьих, давайте рассмотрим основные версии того, как же все таки работает Рей-Ки.
Я знаю две основные версии:
1. РейКи, являясь универсальной жизненной энергией, сама находит проблемные места организма и гармонизирует тонкие тела (чакры) человека, что приводит к исцелению и на физическом плане. Мастер РейКи является только проводником/каналом этой энергии, а вся работа по исцелению проводится исключительно самой энергией РейКи.
2. Существуют некие духовные тонкоматериальные личности/учителя, которые постоянно помогают Мастеру, учат его, дают ему информацию и тем самым принимают участие в процессе исцеления.

Основываясь на популярном описание РейКи возникают несколько вопросов, на которые, обычно, или не дают вразумительных ответов, или, чаще всего, просто игнорируют.
1. Если энергия РейКи сама способна определить проблемные места человека, то значит ли это, что энергия РейКи обладает неким самосознанием?
2. Если энергия РейКи обладает неким самосознанием, стремится к исцелению человека и при этом она перманентно присутствует во всех проявлениях материального мира, то зачем ей нужен Мастер РейКи? Почему она не производит Работу без указания Мастера?
3. Для чего используется наложение рук на тело исцеляемого, да еще и в разных позициях? Если энергия РейКи проходит через канал организованный в теле целителе через его руки, то следует ли из этого, что она входит в тела исцеляемого в месте контакта целителя с исцеляемым?
4. Для чего существует понятие ступеней инициации? И что такое происходит при инициации в ту или иную ступень РейКи?
5. Что обозначают Символы РейКи? Если они помогают направлять/фокусировать/наделять качествами поток РейКи, то почему они не работают без инициации?
6. Если возможно наделить определенными качествами поток РейКи, то значит ли это, что Мастер все же влияет на процесс исцеления, а не является обычным проводником?
7. Почему в Японии, родине РейКи, про нее почти никто не слышал и не практикует?
8. Почему в храмовом комплексе Курама нет никаких упоминаний о РейКи и Микао Усуи, даже в популярных буклетах для туристов?

Все эти вопросы, и многие тут не затронутые, очень противоречивы и не могут быть объяснены классической легендой принятой в среде практикующих РейКи.

Итак, давайте вернемся к причине, вместо того чтобы разбираться со следствиями. А причина возникновения РейКи никем не оспаривается – это Микао Усуи.

В Японии почти повсеместно принято быть последователями двух религий – Синтоизма и Буддизма. Микао Усуи родился в семье принадлежащей известному самурайскому клану Тиба. Семья Микао Усуи исповедовала Тэндай Буддизм. И было бы очень странно при таких предках, особенно в Японии, чтобы Микао Усуи исповедовал другую религию или даже другое ответвление Буддизма. Гора Курамаяма, на которой Микао Усуи получил озарение, знаменита тем, что на ней обитают большие Тенгу, синтоисткие духи учившие искусству войны первых самураев, а также буддийский храм Курама-дэру. Храм Курама-дэру принадлежит к буддийской школе Сингон.

В результате не трудно заметить связь РейКи с буддизмом, и причем буддизмом тантрическим, т.к. и Тэндай и Сингон являются ответвлениями тантрического буддизма ваджраяны. Особенностью буддийского мировоззрения ваджраяны является учение о возможности мгновенного просветления. Некоторые тантрические школы ведут специальные списки – линии передачи просветления. В тантрической практике особое значение имеют мантры и требуется специальное посвящение, которое посвящено правильному произношению мантр, потому что считается, что неправильное произношение или не верное использование мантр может сильно навредить практикующему.

Еще одной особенностью буддизма Тэндай и Сингон является приверженность к теории татхагатагарбха и Дхармового тела (дхармакая). В упрощенном виде это обозначает, что материальный мир не существует, что все Это единое всеобъемлющее сознание. Тэндай в отличие от других буддийских школ учит, что природой Будды обладают не только живые существа, но и неодушевленная природа. Весь мир есть единое целое, и это единое целое есть абсолютное Тело Будды. Анатмавада в буддизме говорит об отсутствие Дживы – индивидуальной души личности. Личность – это всего лишь сочетание пяти групп дхарм (элементов). Каждая дхарма мгновенна и существует лишь один момент времени. Она, также, является причиной следующей дхармы. В результате, личность рассматривается как поток (сантана) дхарм.
Тэндай буддизм, кроме его близнеца китайского происхождения Тяньтай, впитал в себя также и некоторые аспекты школы Хуаянь, принимая как основу "Аватамсака сутра”. Особо интересным, с точки зрения рассмотрения сущности РейКи, являются две формулы:
1. принцип и вещи беспрепятственно проникают друг в друга
2. каждая вещь беспрепятственно проникает во все другие вещи
Первое из этих положений соответствует общемахаянской доктрине тождества сансары и нирваны. А второе, утверждает, что ни одна дхарма, ни один элемент опыта не представляет собой обособленную от других сущность. Они непрестанно взаимодействуют между собой по принципу "все в одном, одно во всем", образуя вселенную, в которой есть и единство, и множественность, и субъект, и объект. Более обобщенная формула звучит как: "все в одном, одно во всем, одно в одном, все во всем".

Теперь давайте, основываясь на том, что РейКи является чем-то из Тэндай буддизма, попробуем соотнести ее с сантана (потоком) дхарм и ответить на те 8 скользких вопросов:
1. Как поток дхарм, РейКи не имеет собственного самосознания.
2. РейКи, как поток дхарм, всегда “производит” Работу, но она никак не связана с отдельной личностью. Здесь же и разрешается парадокс присутствия Мастера, который никак не может управлять потоком. Действительно, чтобы произошло влияние на устойчивый причинно-следственный поток – это влияние должно быть внешним, от Мастера. Но Мастер “может” влиять только на собственный поток дхарм, а используя формулу “все во всем”, это также производит влияние на поток дхарм исцеляемого.
3. Специальные положения рук и т.п. “якоря” всего лишь паттерны потока дхарм целителя. И понятие “место входа потока в тело”, всего лишь еще один паттерн достижения определенного состояния.
4. Ступеней инициации просто не существует. Посвящение дает всего лишь приобщение к “общине” – достижение опять таки определенного паттерна потока дхарм.
5. Символы – те же “якоря” про которые писалось в пункте 3.
6. В этом пункте мы опять вернулись к парадоксу, который объясняется в пункте 2.
7. В Японии, последователям буддизма, нет причины называть что-то другим именем. А подавляющее большинство населения Японии являются именно буддистами.
8. Микао Усуи не придумал ничего нового. Он создал общество единомышленников. И только. А вот распространение за пределами Японии системы РейКи никакого отношения к Микао Усуи не имеет. Поэтому для японцев/буддистов Микао Усуи не является великим учителем и распространителем знаний. В Японии довольно много обществ похожих на то, что создал Микао Усуи и каждое из них преследует свою цель, обычно никак не связанную с упрощением своих идей.

(c) Timoti, 2011